Свято-донской ставропигиальный мужской монастырь в москве

Некрополь


Похороны Александра Солженицына, 2008 год

Основная статья: Некрополь Донского монастыря

Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели. Уникальным надгробием барочного типа является саркофаг генерал-поручика Александра Брюса. Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом.

К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX столетия. На старом кладбище новые захоронения разрешены лишь в порядке исключения[источник не указан 709 дней].

В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: Ивана Шмелёва, Антона Деникина, Ивана Ильина, Владимира Каппеля. В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына.

Под открытым небом

Надгробие XVIII века

Некрополь под открытым небом, или некрополь в узком смысле, протягивается от Михайловской церкви к обоим монастырским соборам, а также занимает юго-восток монастыря. Дорожки и аллеи делят его на шесть участков, имеющих форму простых геометрических фигур. Каждый участок снабжён планом, на котором для удобства посетителей выделены наиболее примечательные надгробия. Здесь больше, чем на каком-либо другом кладбище Москвы, образцов мемориальной скульптуры работы таких мастеров классицизма, как И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, И. П. Витали. Встречаются и беломраморные саркофаги в стилистике барокко, и пирамиды египтизирующего стиля, и «жертвенники» в виде колонны с урной наверху, и обычные кресты, и сентиментальные изваяния плакальщиц либо ангелов.

Среди выдающихся людей, которые похоронены на этих шести участках, — литераторы М. М. Херасков, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. М. Долгорукий, И. И. Дмитриев, В. Л. Пушкин, В. Ф. Одоевский, В. А. Соллогуб, архитекторы О. И. Бове, В. И. Шервуд, П. Д. Барановский, художник В. Г. Перов, изобретатель Н. Е. Жуковский, историки Д. Н. Бантыш-Каменский и В. О. Ключевский, медик Ф. И. Иноземцев, актёр М. Ф. Астангов, реформатор П. Д. Киселёв, мыслитель П. Я. Чаадаев, дипломат П. А. Толстой, полководец П. Д. Горчаков, горнозаводчик П. А. Демидов, мемуаристка А. О. Смирнова-Россет и многие другие. Подробнее см. Список похороненных в некрополе Донского монастыря.

В течение советского времени мемориальная скульптура на старом Донском кладбище подвергалась расхищению. Так, в 1950-е гг. был украден большой крест у аллегорической фигуры Веры, венчающей могилу петербургского губернатора И. А. Алексеева. С памятника генералу Г. И. Бибикову пропала двухфигурная мраморная группа.

Ввиду отсутствия у дворянского в своей основе некрополя ассоциаций с коммунистическим периодом истории России (характерных, к примеру, для Новодевичьего кладбища, где покоятся видные чекисты и партийная элита), именно сюда в начале XXI века был перенесён прах крупных деятелей белого движения, скончавшихся в эмиграции: А. И. Деникина и И. А. Ильина (2005, см. отдельную статью), В. О. Каппеля (2007). В 2000 г. на кладбище был перезахоронен писатель И. С. Шмелёв, а в 2008 г. здесь было предано земле тело А. И. Солженицына.

История монастыря

История основания Донского монастыря связана с походом татар на Москву в 1591 году. Тогда войско крымского хана Газы II Гирея появилось у незащищенных подступов к городу между Даниловым и Новодевичьим монастырями. На борьбу с врагами были направлены московские войска, а в сопровождавшую их походную церковь передали из Благовещенского собора Кремля чудотворную икону Донской Богоматери. Когда хан бежал, в честь успешной защиты города по указанию царя Федора Иоанновича был основан Донской монастырь и начато строительство первого каменного храма монастыря – Малого (Старого) Донского.

На протяжении XVII в. монастырь находился в некотором запустении, которое было прервано в конце века сестрой царя Петра I Екатериной Алексеевной. В 1684 ‒ 1698 гг., под ее покровительством был построен новый большой собор. Посвящение осталось прежним – иконе Донской Богоматери. Этот масштабный крестообразный в плане собор увенчан пятью куполами. Внутри собора сохранился резной иконостас того же времени с большим количеством старых икон. Одновременно со строительством нового собора были возведены каменные стены монастыря: до 1696 г. монастырь имел лишь деревянные укрепления. В XVIII ‒ XIX вв. на территории монастыря продолжали появляться новые сооружения: были построены несколько церквей, в том числе надвратные, а также корпуса братских келий.

В годы советской власти новые хозяева Москвы распорядились Донским монастырем по-своему: на территории монастырского кладбища в 1927 г. заработали первый советский крематорий и колумбарий, а через два года в монастыре были прекращены богослужения. В 1934 году здесь был устроен музей архитектуры. На территорию монастыря свозили фрагменты уничтоженных памятников архитектуры, среди которых – церковь Успения на Покровке, Сухарева башня и храм Христа Спасителя. Горельефы последнего (созданные в 1847 ‒ 1849 гг.) можно видеть и сегодня у внутренних стен обители.

Богослужения в Малом соборе разрешили возобновить после окончания Великой Отечественной войны. Тогда же там разместили мироваренную печь, и с тех пор миро для всей Русской Православной Церкви изготавливается в Донском монастыре. В 1991 г. монастырь передали Патриархату, был вновь освящен большой собор, а деятельность монастыря полностью возобновилась.

Что выбрать

В виду частых затруднений передвижения на дорогах Москвы, единственным способом добраться из пункта А в пункт Б, позволяющим рассчитать точное время в пути, является поездка на метро

В других случаях стоит принимать во внимание периоды, когда дороги наиболее загружены. Это – утренние и вечерние часы-пик, особенно по окончании рабочей недели и в предпраздничные даты

Также ситуацию заметно усугубляют неблагоприятные погодные условия (сильные ливни, снегопады). В перечисленные периоды целесообразно либо, по возможности воздержаться от поездки, либо воспользоваться метрополитеном.

Статья по теме: Монастыри Москвы

Самый древний Московский монастырь

Это был действительно самый древний Московский монастырь потому ,что организован он был по благословению преподобного князя Даниила Московского , сына Александра Невского. Сейчас на этом месте находится Данилов Монастырь, там монастырь находился 30 лет , при князе Иване Калите он был перенесен в центр Москвы , непосредственно туда где находились княжеские палаты в Московский Кремль.

Когда Ивану III строили дворец на Боровицком холме в Кремле, стало тесно и обитель переехала. Отдаленное место на Крутицком холме подходило для размеренной монашеской жизни.

Однако была еще одна причина строить Новоспасский монастырь именно здесь.

Высокие крутые берега и крутой холм служил естественным укреплением на подступах к Москве с юга.Это место называлось Васильевским станом.

В XV веке на нем дважды стоял с войском великий князь Василий Темный, обороняя первопрестольную от набегов степняков и наших польско-литовских друзей, шакалящих в поисках наживы.

Поэтому обитель на новом месте стала еще и крепостью. Особенно тяжело Москве было в XVI веке, в 1521 , в 1571,в 1591 годах были набеги Крымских татар последний набег был, как раз 1591 году,тогда Казы Гирей под стенами монастыря потерпел последнее поражение и исчез со страниц истории навсегда.

Монахи не участвовали непосредственно в стрельбе и вылазках за стены, но они подносили ядра, варили смолу чтоб окатывать ею атакующих басурман. Перевязывали , лечили и выхаживали раненых.

В начале XVII монастырь выдержал осаду поляков. Позже у его стен собиралось ополчение , готовясь к окончательному освобождению столицы от ляхо-литовских интервентов.

В летописи говорится о том времени: У стен Новоспасского 1612 году на Крутицах князь Пожарский и его дружина целовали крест в том , что будут освобождать Москву не щадя живота своего, отсюда наши предки ушли в последнее победное сражение, положив тем окончание смутного времени.

Сам монастырь в то время пребывал , как и вся страна в запустении.

История

Захоронения вблизи Малого собора

Когда начались захоронения за пределами стен обоих монастырских соборов, доподлинно не установлено. Стремительный рост монастырских некрополей в Москве наблюдался после 1771 года, когда в рамках проведения городской реформы Екатерина II издала указ, запрещавший хоронить покойников в городах. Кладбища при приходских церквях подлежали закрытию.

Поскольку крупные монастыри вроде Новодевичьего и Донского находились непосредственно за чертой Москвы, они идеально подходили на роль дворянских некрополей. Именно туда стали переводить усыпальницы из пределов Белого города аристократические фамилии: Голицыны — из Богоявленского монастыря в Китай-городе, Нарышкины — из Высокопетровского монастыря на Петровке и т. д. Цена участков в монастырях «внешнего кольца» неуклонно поднималась и достигла к середине XIX века суммы в 3000 рублей.

В отличие от некрополя Новодевичьего и других московских монастырей, Донское кладбище в советское время избежало масштабной «реконструкции», то есть ликвидации основной массы захоронений либо обезличения могил, и, таким образом, представляет собой редкий по сохранности «резерват» старой дворянской Москвы. Здесь идентифицированы могилы шестидесяти одного участника Отечественной войны 1812 года. По состоянию на 2013 год 18 захоронений некрополя имеют статус объектов культурного наследия федерального значения, 11 — регионального значения.

Многие надгробные памятники некрополя Донского монастыря были привезены в 1930-х годах с обречённых на снос кладбищ Москвы и Подмосковья: с кладбища бывшего Чудова монастыря в Московском Кремле перевезён надгробный памятник князя Б. А. Куракина; из подклета Казанского собора бывшего Богоявленского монастыря перевезено надгробие боярина Фёдора Бяконта; с некрополя Новодевичьего монастыря перевезено надгробие К. А. Ясюнинского работы скульптора Н. А. Андреева и т. д.

Впрочем, перемещение примечательных надгробий в Донской монастырь не всегда гарантировало их от уничтожения. Так, по требованию Н. Р. Левинсона, заведовавшего группой металла в ГИМ, были сданы в металлолом «чудесная фигура скорбящего ангела работы И. П. Витали с надгробия 1828 года на могиле Муравьёвой на кладбище Новоспасского монастыря и фигура плакальщицы с крестом на могиле А. З. Дурасова 1838 года на том же кладбище».

Служители монастыря


Список настоятелей

Архимандриты
  • архимандрит Антоний (Одинович) (7 июля 1689—1705)
  • архимандрит Лаврентий Грузинец (1705—1720)
  • архимандрит Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
  • архимандрит Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728—1732)
  • архимандрит Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
  • архимандрит Иоанн (Козлович) (8 мая 1748—1753)
  • архимандрит Варлаам (Лещёвский) (ум. в 1774)
  • архимандрит Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
  • архимандрит Аввакум (Миланкович) (1779 — 1 марта 1792)
  • архимандрит Иакинф (Карпинский) (1795—1797)
  • архимандрит Евлампий (Введенский) (1798—1801)
  • архимандрит Виктор (Антонский-Прокопович) (1801—1809)
  • архимандрит Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
  • архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 27 февраля 1816)
  • архимандрит Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (7 марта 1816 — 15 июля 1817)
  • архимандрит Евгений (Казанцев) (1817—1818)
  • архимандрит Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
  • архиепископ Дионисий (Цветаев) (21 июля 1821—1823)
  • архимандрит Афанасий (Петриев) (1823—1832)
  • архимандрит Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
  • архимандрит Симеон (Авдуловский) (1848 — 21 февраля 1852)
  • архиепископ Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
  • архимандрит Исидор (Борисов) (1899 — 19 октября 1890)
  • епископ Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
  • Иннокентий (Ястребов) (1915—1917)
  • Никон (Пурлевский) (1918—1920)
  • архимандрит Алексий (Палицын) (1922—1924)
Наместники
  • архимандрит Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
  • епископ Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
  • епископ Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
  • епископ Фома (Демчук) (с 26 февраля 2019 года)

Монастырь в городе

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.

В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.

В ризнице монастыря

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.

«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких “городских” монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское». Сейчас в монастыре планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.

До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).

Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода

В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.

«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».

Екатерина СТЕПАНОВА

 Телефон паломнического центра «Одигитрия» при Донском монастыре: 952-02-63

Реквизиты Донского ставропигиального монастыря:

ИНН 7725034112


КПП 772501001

115419, Москва, Донская площадь, дом 1-3

ОАО «МИнБ» г. Москва

р/с 40703810800990000001

к/с 30101810300000000600

БИК 044525600

  • Иные люди
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь основан на месте, где когда-то Москва-река прорвала перешеек, изменив свое течение. Перерва – от слова «прерывать». Река повернула к селу Коломенскому. Спустя многие годы, река вернулась в свое прежнее русло, а название монастыря осталось.

Трудно установить время создания монастыря. Историки относят его к эпохе Куликовской битвы. Считается, что к установлению монастыря причастен сам Дмитрий Донской. Но официально первые сохранившиеся данные о древней обители относят к 1567 году.

Обитель едва не прекратила свое существование в древности, судя по историческим документам, некогда здесь не оставалось и десятка насельников. Причина этому остается загадкой, возможно монастырь попал в немилость к Ивану Грозному

Но в середине XVII века на монастырь обратил внимание царь Алексей Михайлович. Здесь начали возводить каменные здания, в том числе, храм в честь преподобного Сергия Радонежского

Здесь же оказался привезенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. Считается, что в Николо-Перервинском монастыре останавливалась сама императрица Екатерина II. Существует и легенда о подземном ходе, который якобы связывает монастырь с Церковью Казанской Божией Матери в усадьбе Коломенское.

Адрес монастыря: ул. Шоссейная, д.82

Телефон монастыря: +7 (495) 354-49-65

Некрополь Малого собора

Наиболее престижными среди московской аристократии считались места в Старом соборе и непосредственно рядом с ним. В этом храме, наиболее древнем на территории обители, помимо настоятелей монастыря разных лет, покоятся три архиерея:

  • Тихон (Беллавин) (1865—1925), патриарх Московский и всея Руси
  • Амвросий (Зертис-Каменский) (1700—1771), московский архиепископ, убитый чернью
  • Агапит (Вознесенский) (1794—1854), епископ томский и енисейский

Из крупных сановников царской России в Малом соборе погребены генерал-аншеф С. К. Нарышкин, генерал-прокурор Я. П. Шаховской, генерал-поручик П. М. Голицын, генерал-фельдмаршал Н. В. Репнин, генерал от кавалерии А. П. Тормасов, директор Эрмитажа А. А. Васильчиков и некоторые другие.

Захоронения светских лиц в Малом соборе и около него

  • Бахметева, Варвара Александровна (1814—1851), подруга М. Ю. Лермонтова, с мужем (могила мужа сохранилась на участке позади Большого собора)
  • Болтина Анна Александровна (1757—1783) (могила под папертью Большого собора)
  • Васильчиков, Александр Алексеевич (1832—1890), историк и искусствовед
  • Васильчиков, Алексей Васильевич (1776—1854), сенатор, его отец
  • княгиня Волконская, Софья Семёновна (1707—1777)
  • Враской Яков Фёдорович (1712—1731), солдат (могила была в Сретенской церкви Большого собора)
  • князь Голицын, Дмитрий Васильевич (1704—1780), полковник
  • князь Голицын Дмитрий Михайлович (1758—1782), капитан
  • князь Голицын, Пётр Михайлович (1738—1775), генерал-поручик
  • князь Голицын, Михаил Петрович (1764—1836), его сын, библиофил
  • князь Голицын, Николай Фёдорович (1728—1780), генерал-поручик
  • князь Долгоруков, Александр Алексеевич (1718—1782), сын А. Г. Долгорукова
  • Зубова, Надежда Дмитриевна (1794—1830), урождённая княжна Голицына (место её несохранившейся могилы — между Михайловской церковью и южной стеной монастыря; сохранившийся фрагмент лицевой стороны её надгробия работы И. П. Витали ныне находится среди неопознанных обломков надгробий, сваленных у восточной стены монастыря)
  • Ижорина, Александра Алексеевна (1756—1784), урождённая Колюбакина
  • Измайлов, Михаил Михайлович (1722—1800), московский главнокомандующий, с супругой
  • Измайлов, Дмитрий Львович (1737—1779), полковник
  • Измайлова, Елизавета Львовна (1801—1813)
  • Карамышева, Анна Ивановна (1751—1823), майорша
  • Кириллов, Яков (умер в 1695), думный дьяк
  • Ледицкая, Агриппина Васильевна (1758—1777), жена подпоручика
  • Нарышкин, Василий Васильевич (1712—1779), генерал-поручик
  • Нарышкин, Семён Кириллович (1710—1775), обер-егермейстер
  • Орлов, Григорий Никитич (умер в 1803), обер-гофмаршал (его несохранившаяся могила была под папертья Большого собора)
  • Протасова, Анисья Никитична (1721—1775), его сестра (её могила — под папертья Большого собора)
  • графиня Протасова, Варвара Алексеевна (1770—1847), урождённая Бахметева
  • графиня Протасова, Мария Александровна (1803—1880), гофмейстерина (а на самом деле Наталья Дмитриевна)
  • Прокопович-Антонский, Антон Антонович (1762—1848), ректор Московского университета
  • Пушкин, Никита Борисович (1621—1715) (его могила была в Сергиевском приделе)
  • граф Разумовский, Лев Кириллович (1757—1818), генерал-майор (его могила — около Большого собора)
  • князь Репнин, Николай Васильевич (1734—1801), генерал-фельдмаршал
  • Римский-Корсаков, Александр Васильевич (1729—1781), генерал-поручик
  • графиня Румянцева-Задунайская, Екатерина Михайловна (1724—1779)
  • Собакина, Марфа Петровна (1750—1780), урождённая княжна Голицына
  • Соболев, Дмитрий Иванович (ум. 1849), коллежский асессор
  • Стрекалов, Степан Степанович (1781—1856), действительный статский советник, сенатор, с женой
  • Стрешнев, Василий Иванович (1707—1782), тайный советник, с женой
  • Стрешнев, Пётр Иванович (1711—1771), генерал-аншеф
  • барон Строганов, Григорий Николаевич (1734—1777), тайный советник(его могила была под папертья Большого собора)
  • Тишина, Наталья Андреяновна (1736—1798), вдова капитана
  • граф Тормасов, Александр Петрович (1752—1819), московский генерал-губернатор
  • княгиня Трубецкая, Анна Львовна (1700—1776), двоюродная сестра Петра I
  • Цициника, Стефа Ивановна (1742—1782)
  • князь Шаховской, Яков Петрович (1705—1777), генерал-прокурор с женой

История обители в XV-XIX веках

В монастыре сразу же построили собор, посвященной иконе, спасшей Москву. Новый каменный храм именовали «трапезным», а после строительства Большого монастырского собора его стали называть «Малым». Исследователи предполагают, что архитектором первого монастырского собора мог быть знаменитый зодчий Федор Конь, благодаря которому выросли стены Белого города.

Обитель стояла с юга от столицы, прикрывая стратегически важную Калужскую дорогу. Вместе с другими монастырями она входила в укрепленное кольцо, созданное для обороны города от врагов.

В Смутные времена монастырь разграбили войска поляков, которым руководил гетман Ходкевич. После этого разоренная обитель несколько лет не восстанавливалась и была подчинена московскому Андроникову монастырю.

Возрождение Донского монастыря произошло, благодаря усилиям царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время их царствования обитель стала популярной у паломников, и через «богомольное место» проводили крестные ходы, в которых участвовали простые москвичи, знатные бояре и русские государи.


Колокольня монастыря с церковью во имя святых Захарии и Елисаветы

В 1705 году обитель встречала нового настоятеля. Петр I доверил руководство монастырем архимандриту Лаврентию (Габашвиши). Московская обитель стала играть роль культурного центра между Россией и Грузией, и в монастыре погребали потомков грузинских царских и именитых княжеских родов.

В 70-е годы XVIII века в Москве случилась эпидемия чумы, после которой было принято решение больше не хоронить горожан на кладбищах в границах города. С этого времени начал расти монастырский некрополь, и на нем нашли пристанище представители многих известных дворянских фамилий России — Трубецкие, Долгоруковы, Вяземские, Голицыны и Нарышкины.

Как и другие монастыри Москвы, Донская обитель сильно пострадала во время вторжения войск Наполеона. Правда ей повезло. Несмотря на сильные пожары, все монастырские здания остались целыми и их быстро восстановили.

Постепенно монастырь стал одним из значимых духовно-просветительских центров. В 1834 году здесь открыли духовное училище, выпускники которого могли продолжить образование в стенах семинарии. Примечательно, что дети из небогатых семей получали образование бесплатно.

Большой собор Донской Богоматери

Уникальный некрополь

Некрополь Донского монастыря является местом упокоения многих выдающихся деятелей русской церковной, политической и военной истории, литературы и искусства.

«Донской монастырь уникален тем, что в Москве только на его территории сохранился исторический дворянский некрополь XVIII — начала XX века. Практически все некрополи, находившиеся на территориях других монастырей Москвы, были уничтожены», — сказал председатель научно-методического совета при Мосгорнаследии, руководитель научно-методического совета по возрождению Донского монастыря Андрей Баталов.

При монастыре создавали фамильные церкви-усыпальницы. Так, над могилами князей Зубовых в 1796–1798 годах возвели церковь-ротонду во имя Александра Свирского. Потомки рода Голицыных в 1809 году построили при больнице храм Архангела Михаила. С 1888-го по 1891-й появилась церковь Иоанна Златоуста с усыпальницей Первушиных, созданная в псевдовизантийском стиле. А в 1898 году генерал-майор Терещенко создал фамильную церковь Иоанна Лествичника.

Монастырский некрополь насчитывает более 100 захоронений грузинских церковных, политических и государственных деятелей. Здесь же находится фамильная усыпальница князей Голицыных (около 100 могил).

На участке за апсидами Малого собора расположен греческий некрополь монастыря второй половины XVIII — первой половины XIX века. Здесь сохранилось порядка 20 надгробий представителей видных греческих фамилий, проживавших в Москве и других городах Российской империи.

Кроме того, в обители похоронены около 90 участников Отечественной войны 1812 года, 11 декабристов, участники Крымской (1853–1856), Русско-турецкой (1877–1878) и Первой мировой (1914–1918) войн.

Некоторые художественные надгробия выполнены выдающимися скульпторами Иваном Витали, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским, Гавриилом Замараевым, Иваном Мартосом.

В начале XIX века возле ризницы Большого собора появился некрополь Пушкиных. Здесь похоронены бабушка, дядя и тетки Александра Пушкина. На территории некрополя погребены родственники Александра Сергеевича Грибоедова, мать Ивана Сергеевича Тургенева, бабушка Льва Николаевича Толстого.

В начале XX века с южной стороны обители было заложено новое кладбище. Среди наиболее ранних из сохранившихся захоронений — могила председателя первой Государственной думы Сергея Муромцева. Он умер в 1910 году. Здесь же была погребена дочь Пушкина Мария Гартунг, скончавшаяся в 1919-м.

В годы лихолетья многие могилы сровняли с землей, надгробия варварски распиливали и использовали для мощения дорог. Тем не менее кладбище Донского монастыря оказалось единственным монастырским некрополем Москвы, не уничтоженным после Октябрьской революции 1917 года.

В 1930-е в Донскую обитель свозили уникальные надгробия из разрушенных или закрытых монастырей и храмов Москвы и Подмосковья. Например, надгробие боярина Федора Бяконта, отца святителя Алексия, митрополита Московского, белокаменные резные надгробия из Андроникова монастыря, прекрасный образец барочного надгробия — саркофаг генерал-поручика графа Александра Брюса.

В 2000 году в Донской монастырь перенесли прах писателя Ивана Шмелева и его жены, в 2007 году — останки генерала Владимира Каппеля. В 2005-м здесь захоронили прах генерала Антона Деникина, философа Ивана Ильина. В 2008 году рядом с могилой историка Василия Ключевского был погребен Александр Солженицын.


С этим читают