Георгиевский (большой тронный) зал зимнего дворца

Современность

По традиции в Георгиевском зале проводятся встречи президента России с иностранными делегациями. По сложившемуся церемониалу первым в помещение входит глава иностранного государства, которого ожидают сопровождающие и другие участники встречи. После выхода президента России и обмена рукопожатиями первыми располагаются представители российской стороны. В марте 2014 года в зале был подписан договор о вступлении Республики Крым в состав Российской Федерации. На церемонии присутствовали Владимир Путин и севастопольский депутат Алексей Чалый, а также председатель Совета министров Крыма Сергей Аксёнов и председатель Государственного совета Владимир Константинов. Зал используют для организации торжественных обедов и фестивалей. Так, в 2017-м в помещении проходил международный музыкальный детский фестиваль «Мелодика поколений».

Как Кремль главным стал

В квартире вождя мирового пролетариата был выгорожен совмещённый с ванной сан­узел, оборудованный иностранным ватерклозетом марки «Идеал стандарт». Ленинский унитаз и рабочий стол из кабинета председателя советского правительства хранятся сегодня в музее в Горках. При Ленине в здании появились первый лифт и первая автоматическая телефонная станция. Это потом уже Сталин, превратившись в единоличного хозяина страны, велел вычеркнуть свой номер из всех справочников.С северной стороны от Президентского кабинета через приёмную находится зал заседаний российского Совета безопасности. Фото: РИА Новости


Товарищей по партии соединяли с вождём только через телефонистку. Квартиру для Сталина — 5 комнат, где он после самоубийства жены жил с сыном Василием и дочерью Светланой, — устроили на первом этаже (11). В подвале здания для подрастающего Василия оборудовали слесарную и столярную мастерские.Часть представительской зоны резиденции находится во внутренних переходах: гостиная, столовая и каминный зал (на фото), выставочные залы с орденами и геральдикой (16). Фото: РИА Новости

Если в 1812 г. Москву сдали без боя, то в 1941-м полк специального назначения кремлёвского гарнизона готовился оборонять средневековую крепость, ставшую центром страны, даже в окружении. До этого, к счастью, не дошло, но в пределах Кремля за время войны взорвалось 9 бомб. Одна из них серьёзно повредила здание Арсенала, а в кабинете Сталина (примерно на этом месте сейчас зал заседаний Совбеза (6) пришлось менять стёкла.Ротонды, выстроенные во внутренних двориках, оказались не нужны. Фото: РИА Новости

С рабочим кабинетом вождя до сих пор связана загадка, разгадку которой исследователи ещё надеются найти в каком-нибудь архиве.

Очевидно, во время реконструкции в 1934 г. под кабинет Сталина в толще древних кирпичных стен были пробиты и забетонированы два вертикальных прохода. Они заканчивались под полом и выхода в сам кабинет не имели. Под зданием проходы переходили в горизонтальные штольни и завершались в подземных технических помещениях. Ходы обнаружились лишь во время большой реконструкции в 1990-е. Тогда, кстати, была почти полностью восстановлена казаковская планировка Сената, на месте квартир вождей на 1-м и 3-м этажах сейчас служебные помещения. К слову, технические и служебные помещения вроде ситуационного центра занимают немалую часть здания, в том числе стороны «пирамиды», если смотреть на план здания сверху. По «фронту» Сената находятся Рабочая зона главы государст­ва с кабинетом (4) и анфилада представительских залов. Главной резиденцией Президента РФ здание Сената стало по указу Б. Ельцина в декабре 1991 г. Оказавшись в Кремле и этих дышащих историей страны стенах, понимаешь: разговоры о переносе столицы РФ из Москвы, которые время от времени будоражат общественность, даже как-то неуместны.

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Сергея Девятова, доктора исторических наук, профессора.

Главный дворец Кремля

Кремль находится в самом центре Москвы. Это самый центр культурной и политической жизни столицы и конечно, когда есть возможность, я с удовольствием посещаются территорию Кремля. Если туристы могут запланировано посетить Кремль в рамках туристической поездке, то мне, как и многим москвичам в суете повседневной жизни, выбраться в Кремль, гораздо сложнее, хотя это и парадокс. Но, так или иначе, несколько раз в год я посещаю Кремль. На территории Кремля находятся два Кремлевских дворца: Большой и Государственный.

Большой Кремлёвский Дворец

Большой Кремлёвский Дворец главная резиденция Президента России. В шикарных залах принимают иностранные делегации правительств государств и проходят церемонии вручения государственных наград.

Дворец очень большой и красивый, Я любовалась на него с крыши Храма Христа Спасителя.

Государственный Кремлёвский Дворец В Государственном Кремлевском дворце проходят Кремлевские Новоголние елки и различные концерты в течение года. Сюда попасть легко, нужно купитьбилет на концерт или спектакль в Кремлевский дворец. Вот таким образом, я побывала на территории Кремля в прошлом году. Концерты в Кремлёвском дворце самые разные и всегда можно посетить, то, что интересно именно тебе. Мы пошли на сборный концерт и получили очень большое удовольствие. Проход на территорию Кремля осуществляется, через Кутафью башню, это самая необычная башня Кремля, по мосту над Алесандровским садом, зрители проходят на территорию Кремля. Кремлевский дворец расположен очень близко от входа и конечно, посмотреть и погулять по территории Кремля нельзя, это только днём в рабочие часы по отдельному билету.

Но небольшой кусочек территории можно увидеть, маленький сквер, позади дворца, старые пушки через площадь напротив. Это тоже даёт настрой, что ты будешь смотреть концерт в Кремлёвском дворце.

Посещение Государственного Кремлевского Дворца

Кремлевский дворец очень большой, я поняла это сразу, когда пришла в первый раз. Наличие экскалаторов, перевозящих людей по нескольким этажам, огромные широкие лестницы, гардеробы, туалеты, фойе, буфеты — всего здесь просто очень много. Это очень удобно, нигде нет очередей. Кремлевский буфет, обязательно стоит посетить, даже если и ты не собираешься кушать. Виды из огромных стеклянных стен на внутренние постройки Кремля просто впечатляющие. И ведь посмотреть можно только здесь, даже если ты будешь ходить по территории в рамках экскурсии, ты увидаешь все с земли, а не с высоты четвёртого этажа.

Зрительный зал в Кремлёвском дворце огромный. Я думаю, каждый артист мечтает выступить на этой сцене. Цена билета разная, зависит от места и от популярности концерта.

Мы взяли билеты не очень дорогие, в последних рядах партера. Если есть свободные места впереди, тебе могут предложить пересесть. Нам повезло и мы пересели поближе на свободные места. Было видно и слышно очень хорошо, не буду рассказывать про весь концерт, но нам повезло услышать Иосифа Кобзона. Это было единственное и уже последнее выступление великого артиста, которого я слушала вживую. Невероятно, я много раз слышала его по телевизору, но только здесь поняла всю величину его таланта. По сравнению с остальными артистами, которые выступали очень не плохо, мощь его голоса была невероятна. Телевизор просто этого не передаст никогда. Казалось он пел только мне, настолько это было здорово, а слушал его огромный зал. Великий певец, светлая ему память!

  • Прекрасный дворец;
  • Очень хорошее посещение.

Советы:

Обязательно посетить если есть возможность.

Интерьер[править | править код]

Прямоугольный Екатерининский зал достигает в длину 21 метр, его ширина составляет 14 метров, высота — 7 метров. Помещение располагается в стороне от ордерной анфилады, в северной части к нему примыкают Ореховая гардеробная, Парадная гостиная и опочивальня. Через Кавалергардскую гостиную с южной стороны зал также соединён с тронным Андреевским залом. Бау-адъютант Михаил Фабрициус так описывал первоначальный вид Екатерининского зала:

… помещается трон её императорского величества под балдахином из малинового бархата, а на спинке тронного кресла — вензель императрицы, начальницы ордена святой великомученицы Екатерины. Стены обтянуты белой шелковой материей и украшены знаками ордена на лентах.

Историк Пётр Бартенев отмечал, что в начале XX века стены помещения отделали муаром орденских цветов — розовым и серебряным. Позднее зал декорировали светло-серебристой муаровой тканью в обрамлении орденской ленты. За исключением воссозданного тканевого убранства отделка зала хорошо сохранилась и почти не реставрировалась. Потолок комнаты представлен крестовидными сводами, опирающимися на два массивных пилона. Освещают помещение три золочёные бронзовые люстры и шесть канделябров из тонкого хрусталя на мраморных подставках. Зал украсили рельефными изображениями ордена святой Екатерины, отличавшимися от оформления других помещений декором из искусственных алмазов. Люнеты стен разделены на три части и отделаны розовым искусственным мрамором. Парадные двери выполнены из палисандра, амаранта, платана и других ценных пород деревьев. Они декорированы позолоченным изображением святой Екатерины, размещённым в серебряном поле. Девиз и знаки награды, инкрустированные искусственными алмазами, тоже украшают стены и двери комнаты. Стукковые работы в помещении были выполнены русскими мастерами.

Пилоны, поддерживающие своды, выделены малахитовыми пилястрами, которые изготовили на заводах предпринимателей Демидовых. Колонны завершаются строгими бронзовыми капителями. По сторонам от входов стены также оформлены идентичными пилястрами, изготовленными на заводе дворян Турчаниновых. Изначально в зале находился трон императриц, помещение не было обставлено мебелью, позднее престол демонтировали, а в комнате разместили стулья и столы в формах позднего классицизма. Сложный геометрический орнамент паркета Екатерининского зала выполнен по рисункам художника Фёдора Солнцева. Рисунок разделён на шесть зон фризом, расположенным между пилонами и по периметру зала. Ромбовидный узор отмечен розетками в местах пересечения, ячейки занимают изображения ордена и крупные розетки с тёмными и светлыми лепестками. Основу композиции составляют трилистники, стилизованные лилии и растительные побеги. В передней части выделяется виньетка с четырьмя заострёнными концами, по бокам от которой вытянутые овалы с двумя остриями. Пространство возле окон выложено светлым деревом с узкими полосками чёрного дуба.

Андреевский зал

Андреевский зал (Тронный) был главным залом Кремлёвского дворца. Он посвящен ордену Святого Андрея Первозванного, учрежденный еще Петром в 1698 году. Девиз ордена — «За веру и верность».

Четырехгранные колонны Андреевского зала образуют три нефа. В восточной стороне помещения установлен престол, состоящий из трех тронов, один из них предназначался для Николая II, второй — для его супруги Александры Федоровны, а третий — для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора. Над тронным местом — полог из меха горностая. На своде изображено всевидящее око в сиянии — православный символ Троицы.

В дни коронации в Андреевском зале, чтобы поздравить императора, собирались гости со всех земель Российской империи.

Андреевский зал поражает своей роскошью — своды, колонны и пилоны покрыты золоченной лепниной, а капители (верхние части колонн и пилонов) украшены знаками ордена — изображением двуглавого орла, на фоне которого — распятый на кресте святой Андрей.

Примечания[править | править код]

  1. , с. 40—41.
  2. ↑ , с. 34.
  3. ↑ , с. 45.
  4. Александр Гамов, Игорь Девятов. . Комсомольская правда (6 ноября 2016). Дата обращения 12 сентября 2018.
  5. , с. 40—4141.
  6. , с. 52—53.
  7. Александр Гамов, Игорь Девятов. . Комсомольская правда (6 ноября 2016). Дата обращения 12 сентября 2018.
  8. , с. 17.
  9. , с. 40.
  10. , с. 224.
  11. , с. 39—40.
  12. ↑ , с. 339.
  13. ↑ , с. 115.
  14. Татьяна Тутова. . Известия (9 марта 2009). Дата обращения 5 октября 2018.
  15. ↑ .
  16. , с. 82, 93-94.
  17. . ВВП (2018). Дата обращения 23 сентября 2018.
  18. , с. 39.
  19. Ева Меркачева. . Московский комсомолец (24 мая 2015). Дата обращения 4 октября 2018.
  20. , с. 165.
  21. Юрий Дризе.  (недоступная ссылка). Поиск (2013). Дата обращения 13 октября 2018.
  22. . Городской портал Москвы (28 мая 2017). Дата обращения 4 октября 2018.
  23. . Комсомольская правда (15 апреля 1961). Дата обращения 4 октября 2018.
  24. , с. 80, 110—115.
  25. , с. 56—58.
  26. .
  27. . Администрация Президента России (18 марта 2014). Дата обращения 13 октября 2018.
  28. . ИА REGNUM (18 марта 2018). Дата обращения 13 октября 2018.
  29. . ТАСС (28 мая 2017). Дата обращения 3 октября 2018.
  30. , с. 132.
  31. , с. 14.
  32. , с. 33.
  33. , с. 36.
  34. , с. 205.
  35. ↑ .
  36. ↑ , с. 354.
  37. ↑ , с. 109.
  38. , с. 37.
  39. ↑ , с. 206.
  40. , с. 36—37.
  41. , с. 144.
  42. . ВВП (2018). Дата обращения 23 сентября 2018.
  43. ↑ . ВВП (2018). Дата обращения 23 сентября 2018.
  44. ↑ , с. 38.
  45. ↑ , с. 355.
  46. , с. 90.
  47. ↑ , с. 15.
  48. , с. 58.
  49. , с. 151.
  50. , с. 39.
  51. . Проект «РУНИВЕРС» (2018). Дата обращения 13 октября 2018.
  52. . Культурный ландшафт (2018). Дата обращения 13 октября 2018.
  53. ↑ . Аргументы и Факты (2 декабря 2013). Дата обращения 12 сентября 2018.
  54. . РИА Новости (2008-20-09). Дата обращения 4 октября 2018.
  55. Тюстин А. В. . Пензенские хроники. Дата обращения 27 сентября 2018.

История кремлевских дворцов

Дворцовый комплекс Московского Кремля впервые начал строиться в конце XV столетия. Тогда зодчий Алевиз Фрязин руководил работами по возведению нескольких палат, включая Грановитую, и Теремного дворца. По его проекту были также отстроены Дворец царицы Натальи Кирилловны и хоромы для царевен, разбит Набережный сад.

В начале XVIII в. столицу перенесли в Петербург, и первоначальное значение дворцового комплекса в Московском Кремле было утрачено. В некоторых зданиях разместились работники различных правительственных учреждений, оставшихся в Москве, другие постройки постепенно ветшали и разрушались без присмотра и ухода.

Анна Иоанновна бывала в Москве часто и ее двор останавливался в кремлевских постройках. Сменившая ее на престоле Елизавета Петровна занялась реконструкцией императорской резиденции. Было принято решение о строительстве Зимнего дворца, где императрица и ее свита могли бы останавливаться во время московских вояжей. Для успешной реализации проекта пришлось снести несколько построек, и, в том числе, Набережную и Среднюю Золотую палаты. Их цокольные этажи послужили в дальнейшем основанием для нового дворца. Его проект создал известный придворный архитектор Растрелли.

Екатерина II не оценила красоты барочного дворца Растрелли, насчитывающего почти тысячу комнат, залов и кабинетов, и сочла его «не соответствующим имперскому величию». Несмотря на изданный ею указ о сохранении кремлевских стен и башен, часть построек, включая дворец Елизаветы Петровны, разобрали. Архитектор Василий Баженов придумал новый проект застройки территории Московского Кремля, который предполагал строительство новых сооружений и объединения их с уже имеющимися в единый ансамбль.

История строительства

Андреевский парадный зал на акварели К. А. Ухтомского (1849). Убранство в русско-византийском стиле разработано Ф. Г. Солнцевым.

Николай I перед Большим Кремлёвским дворцом. Художник Е. И. Ботман, 1856 г.

Победа в войне 1812 г., начало (после долгих исканий) реализации масштабного проекта храма Христа Спасителя вновь приковали взоры к Кремлёвскому дворцу. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о строительстве в Кремле нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого органично связывалось с древними постройками Кремля.

В г. составление проекта дворца Николай I поручил своему любимому архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца К. А. Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 г., арх. Андрей Штакеншнейдер, проект не осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлёвского Теремного дворца. Общее руководство строительными работами было поручено исполнительному камергеру Льву Боде, который формально находился в подчинении у престарелого князя А. М. Урусова.

В г., одновременно с храмом Христа Спасителя, началось строительство нового дворца, завершенное в 1849 г. В проектировании и строительстве Большого Кремлёвского дворца принимал участие большой коллектив московских мастеров. В 1838 г. главным архитектором был назначен К. А. Тон, главным художником Ф. Солнцев, «архитекторскими помощниками» — П. А. Герасимов и Н. А. Шохин; Ф. Ф. Рихтер был назначен старшим архитектором, заменявшим К. А. Тона в общих вопросах (только с 1843 г.). Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. И. Чичагов. Стажировку на строительстве дворца проходил молодой И. С. Каминский. Освящение дворца состоялось 3 апреля 1849 года в присутствии императора Николая I


Интерьеры дворца перед коронационными торжествами 1896 года

Первоначально Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 г. строительство было разделено на две очереди. Освящение готового дворца состоялось с большой пышностью на Пасху 1849 года. Император Николай I лично проинспектировал ансамбль и остался очень доволен. Он пожелал украсить стены в Георгиевской зале мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена, начиная с Преображенского.

Парад внутри залы начался с молебствия, которое вёл митрополит Филарет. Затем по знаку государя четверо седых дворцовых гренадеров подняли доску с именем Преображенского полка и начали прибивать её к стене. В ту минуту, когда они дотронулись до доски, Николай, обернувшись к преображенцам, закричал «ура!», которое дружно было принято их рядами. По окончании церемонии император лично повёл солдат смотреть свои новые палаты.

Участники строительства были щедро вознаграждены. Например, Боде неожиданно «пожалован был, обойдя при этом 81-го старшего (в том числе двух министров) в обер-гофмейстеры, в президенты Московской дворцовой конторы, Александровской лентой, брильянтовой медалью и одновременно 50 000 рублей серебра; сверх того, один из его сыновей награждён был вдруг и чином и орденом». Придворные старожилы не могли припомнить подобных проявлений монаршей милости с начала XIX века.

Георгиевский зал

Это один из самых монументальных и красивых залов, посвященный самому высокому ордену Российской империи — ордену Георгия Победоносца. Знаком ордена является золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением Георгия, поражающего змея.

Орден имеет четыре степени отличия. Им награждали офицеров и воинские части за проявленные в бою смелость и мужество, а также за выслугу лет. Всего этим почетным воинским званием было награждено около 11 тысяч кавалеров и регулярных воинских соединений. Их имена Вы увидите на настенных досках зала.

Каждый из пилонов зала завершается витой колонной и скульптурой работы Ивана Витали, символизирующей область или царство Российской империи.

Напольное покрытие — подлинный паркет работы 1845 года, выполненный из 20-ти ценных пород дерева, привезенных из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Одно из украшений зала — копия памятника великим новгородским героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, установленному на Красной площади.

Основные цвета зала — белый и золотой: свод, отделанный лепниной, и скульптуры зала белые, имена георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках золотые. Позолочены также и шесть люстр, отлитых из бронзы.

Георгиевский зал удивляет своей строгостью и масштабностью. Это храм русской доблести, памятник ратным подвигам русского оружия. Как и раньше здесь проходят правительственные приёмы и встречи, вручаются награды.

Александровский зал

Александровский зал посвящен ордену Святого князя Александра Невского.  Князь Александр был известен своим благочестием и мужеством. Орден в его честь был учрежден Екатериной I в 1725 году, а девиз награды — «За труды и отечество».

Александровский зал также огромен, его длина — 31 метр, ширина — 21 и высота — 20 метров. Константин Тон использовал в его оформлении элементы византийско-русского стиля. Паркет с замысловатым цветочным орнаментом, созданный в 1843 году, выглядит как тканевый ковер, блестящий под слоем лака.

Под куполом расположены знаки ордена — крест и звезда с вензелем Святого Александра, по углам — изображения двуглавого орла.

Исторические полотна, созданные профессором исторической живописи Академии художеств Федором Моллером, рассказывают о жизни Святого Александра Невского. Картины на западной стороне зала повествуют о воинских подвигах князя, а на восточной мы видим сцены из его мирной жизни.

Свет из высоких окон, отражаясь в многочисленных зеркалах, заполняет все пространство. В оформлении стен использованы белый и розовый мрамор, а красный бархат в обивке мебели соответствует цвету орденской ленты. Между витых золоченных колонн — гербы земель Российской империи.

Екатерининский

Путь к этому удивительному залу лежит через парадную половину императрицы в Теремном дворце, известную как Екатерининская. Великолепную анфиладу покоев открывает Ореховая гардеробная, уникальная тем, что исполнена мастером К. Герцом без клея и гвоздей. Все ореховые панели безукоризненно пригнаны одна к другой. Великолепна резная алебастровая люстра в античном стиле. На ее тонких стенках гравирован изящный растительный узор. Невидимый днем, он отчетливо проступает при вечернем свете. Форма светильника навеяна античными образцами.

Надо ли говорить, что столь изысканная гардеробная никогда не использовалась по прямому назначению! Ведь назначение этой половины — парадное.

А вот бывшая Парадная опочивальня (сегодня ее можно назвать Красной гостиной, здесь проходят протокольные мероприятия с участием главы нашего государства) вполне соответствовала замыслу создателей. Правда, не сохранилась кровать, но альков с колоннами-монолитами из мрамора светло-зеленого цвета по-прежнему украшает апартаменты. Эти колонны когда-то украшали дворец древней Помпеи, разрушенной вулканом Везувием в 79 году н.э. Они были куплены русскими купцами и преподнесены в дар императору.


В тон колоннам подобран поразительной красоты камин из яшмы глубокого серо-голубого тона с редким дымчатым оттенком. Его перевезли сюда из Зимнего дворца по приказу императора Николая I. На камине — часы и канделябры в стиле барокко XIX века…

Но самая красивая комната этой анфилады, без сомнения, Парадная гостиная (Диванная), где в наши дни проходят приватные переговоры российского Президента с главами государств, так называемые переговоры tete-а-tete (в узком составе). На этой гостиной, безусловно, сказался вкус первой хозяйки Большого Кремлевского дворца — императрицы Александры Федоровны. Взгляните на светлый с цветочным орнаментом плафон, написанный итальянским художником Джузеппе Коломбо Артари. Рассмотрите внимательно мебель в стиле Буль

Обратите внимание на замечательные столики, исполненные в этом стиле, — с перламутром, позолоченной бронзой, ценными породами дерева, с пластинками панциря черепахи. Изумительная работа мастеров фабрики московского купца Э

Блехшмидта!

Не забыта в Парадной гостиной и модная в то время тема Востока. Зал украшают светильники с шестьюдесятью шестью рожками и вазами для живых цветов: два в китайском стиле, собранные русскими мастерами из китайских ваз и украшенные позолоченной бронзой; и один в японском, сделанный на знаменитой мануфактуре Петербурга — Императорском фарфоровом заводе.

Красоты удивительной анфилады словно подготавливают нас к встрече с главной комнатой парадной половины — Екатерининским залом.

Раньше он являлся тронным залом русских императриц. И сегодня единственный современный атрибут здесь — стол из карельской березы для переговоров в расширенном составе. Ведь в старину именно в этом зале проходили важные протокольные мероприятия, связанные с женской половиной императорского дома. И в каком интерьере! Хрустальные деревья. Уникальные массивные хрустальные светильники, выполненные на императорском заводе в Санкт-Петербурге. Канделябры высотой четыре с половиной метра, исполненные на Императорском стеклянном заводе; они установлены на подставках из красного французского мрамора, так гармонирующего с Екатерининской орденской лентой.

Кстати, не все знают, что в 1714 году император Петр Великий учредил первый в Российской империи женский орден в честь своей супруги, будущей императрицы Екатерины I.

А преамбула такова…

В 1711 году Петр Алексеевич предпринял Прутский поход по освобождению братьев-славян из турецкого плена. Преданный союзниками, без воды и пропитания, Петр оказался в окружении противника. Силы откровенно неравные: 37 000 петровского войска, более 130 000 — противника. Но у Петра самая мощная в Европе артиллерия, прекрасно показавшая себя во время Полтавской баталии. Начинаются трудные переговоры.

Екатерина I, разделявшая с супругом все тяготы войны, пожертвовала свои лучшие драгоценности в дар представителям турецкой армии, после чего турки согласились не препятствовать отходу русских войск в полном вооружении. Царь и армия были спасены.

Отсюда девиз ордена в честь святой Екатерины, восстановленного в 2012 году, — «За Любовь и Отечество». В зале он представлен на фоне серебристого муара стен. На бантах из орденской ленты укреплены осыпанные крупными стразами массивные орденские знаки.

Орден вручали дамам, которые занимались благотворительностью, вызволяли наших соотечественников из плена.

А первой награжденной стала Екатерина I.

События

В.В. Поляков. Прием по случаю открытия Первой Государственной думы 27 апреля 1906 года.

В этом зале проходили официальные церемонии и приёмы, устраивались парадные обеды.

27 апреля 1906 г. депутаты Государственной Думы и члены Государственного Совета были приглашены на торжественный прием в Зимний дворец, где в Георгиевском зале с тронной речью к ним обратился Николай II. Впервые в стенах императорской резиденции можно было увидеть «группы провинциальных адвокатов и докторов, одетых в сюртуки», крестьян в своих парадных кафтанах, рабочих в блузах, священников в рясах; многие встречали рождение российского парламента в «самодельных» и «самотканных» народных костюмах.

В 2013 году Государственный Эрмитаж возродил традицию празднования Дня святого Георгия, которое проходит ежегодно 9декабря в Георгиевском зале. Во время церемонии выносят подлинные знамёна и штандарты Российской императорской армии.

Собственная половина

В южной части Кремлёвского дворца расположена жилая часть здания. Здесь, в так называемой «Собственной половине», находились покои императора и императрицы. Анфилада состоит из шести основных комнат:

  • Опочивальня императрицы роскошной мебелью и изысканной отделкой. В оформлении, в основном, использованы два цвета — синий и золотой. Здесь господствует атмосфера покоя и благочестия
  • В будуаре императрицы (утренняя комната дамы) находится один из самых прекрасных каминов дворца, украшенный отшлифованными малахитовыми пластинами. Накладные золоченые детали в виде бусинок, гирлянд и розеток придают ему особую изысканность
  • Кабинет императрицы оформлен по желанию первой его хозяйки императрицы Александры Федоровны в стиле буль (назван по имени мебельщика XVII века). Здесь в отделке мебели и дверей применялся особый вид инкрустации, когда пластины из панциря черепахи и меди накладывались на деревянную основу. Также великолепна обивка из ткани с золотой нитью
  • Гостиная императрицы — белоснежная с золотой отделкой. Восемь гипсовых барельефов — символы искусств, еще четыре изображают времена года. Главным украшением комнаты является уникальная люстра-ананас, символ гостеприимства и радушия.
  • Столовая оформлена в традиционном классическом стиле. Лепной орнамент на своде, белый и желтый мрамор в оформлении стен, в нишах — мраморные вазы с античными сюжетами, скульптуры Леды, возлюбленной Зевса и бога брака Гименея.

С этим читают