Церковь санта кроче

Архитектурные особенности

Церковь Санта Кроче построена в готическом стиле. Над розой на главном фасаде очень неожиданно для христианской церкви изображена звезда Давида, не сомневайтесь, это именно она. Облицовка фасада выполнена мрамором, мода на это пришла во второй половине XIX века. В то время для работ нанимали разных мастеров и фасад Санта Кроче достался архитектору-еврею по имени Матас, он то и протащил звезду в качестве элемента декора. Выглядит фасад довольно лаконично, не перегружено. Вы не встретите здесь обилия скульптур, витражей или фресок, лишь изображения на тему животворящего креста над тремя арочными пролетами.


Фасад базилики, Светлана

Если обогнуть церковь слева, то вы сразу наткнетесь на фигуру Данте. Умер и похоронен Данте в Равенне, а гробница в Санта Кроче — это кенотаф, то есть памятник без погребённого.

Статуя Данте, Игорь Герман

Санта Кроче состоит из трех нефов, разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены готические полуарки, соседствующие с деревянными расписными перекрытиями. Главный неф имеет длину 115 метров. Сама церковь построена в форме Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра.

Внутреннее убранство, Frederik Verbeke

За внутреннее оформление Санта Кроче отвечал знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. По его замыслу центральный неф церкви располагается таким образом, чтобы благодаря большому количеству витражных окон, освещаться со всех сторон солнцем. Стоит отметить, что самым старинным витражам (окна главного алтаря) уже больше семи столетий. Главный алтарь церкви был расписан фресками Аньоло Гадди на тему обретения Креста Господня приблизительно в конце XIV века. Его же руке принадлежат витражи на окнах алтаря. Судя по всему, Санта Кроче с самого начала была пантеоном — некоторые старинные надгробия расположены прямо на полу, а имена на них уже не читаются.

Однако знаменитые люди захоронены как правило в стенах церкви. С некоторыми надгробиями связаны интересные истории. Так например роскошный памятник Галилео Галилея появился лишь спустя сто лет после его смерти. Изначально папа римский запретил какие-либо почести на могиле еретика. А скульптура на могиле поэта Никколини поразительно напоминает Статую Свободы. При этом выполнена она была на 8 лет раньше нью-йорской, так что есть основания полагать, что именно эта скульптура стала прототипом знаменитой на весь мир статуи.

Гробницы, расположенные в полу базилики, George Koshy

Архитектура собора

Собор построен в готическом стиле и имеет форму т-образного креста с апсидой. Фасад выполнен из мрамора и украшен витражом «Снятие с креста», его создали по рисункам Лоренцо Гиберти. На самом верху установлен символ монахов-францисканцев, напоминающий цветок.

Над базиликой возвышается колокольня. Сам храм имеет три нефа и разделен мощными гранеными колоннами, держащими стрельчатые полуарки.

Интерьер

Центральный неф буквально залит солнцем, лучи которого пробиваются сквозь многочисленные окна, украшенные витражами, сохранившимися еще с XIV-XV веков. Высокий алтарь венчает «Распятие» работы Чимабуа, ниже которого установлен полиптих «Мадонна со Святыми». Под плитами пола находятся первые захоронения в базилике.

Когда-то стены храма были расписаны фресками, над ними работали самые талантливые художники, в том числе и Джотто. Когда на Флоренцию обрушилась чума, в базилике разместили лазарет. Фрески пришлось забелить с целью дезинфекции.

В соборе 18 часовен. Каждая из них знаменита своими росписями: капеллы Перуцци и Барди расписал Джотто, в капелле Барди к тому же сохранились интересные фрески со сценами жития Франциска Ассизского. В часовне Барди ди Вернио есть распятие работы Донателло, вырезанное из дерева. В соборе есть коллекция черепов.

В базилике проводятся богослужения, там есть специальная зона для прихожан, где установлены скамьи для верующих.

Музей

До XVIII века за собором был монастырь, часть его зданий не сохранилась. В XIX веке было решено перестроить оставшиеся сооружения под музей. Главной частью музейного комплекса стала трапезная монастыря, которую украшает «Тайная вечеря» Таддео Гадди.

На территории музея находится и подлинный архитектурный шедевр Возрождения капелла Пацци, сооруженная во внутреннем дворике, автором проекта был Филиппо Брунеллески. В музее экспонируются работы Донателло, Нери ди Бичи, Джамболоньи и других великих итальянцев.

Однажды на Флоренцию обрушилось страшное наводнение, и базилика, находившаяся в низине, была затоплена. Вода практически уничтожила самое ценное в убранстве храма — «Распятие», выполненное Чимабуэ.

Пантеон

В соборе похоронены многие известные люди Италии.

  • Данте Алигьери: великий итальянский поэт. В соборе установлен кенотаф (ложное символическое захоронение), на саркофаг склонилась фигура, символизирующая вечную скорбь.
  • Галилео Галилей: великий астроном и математик. Его надгробие, являющееся кенотафом (ложным символическим захоронением), венчает фигура самого ученого и аллегории Геометрии и Астрономии. Автор скульптур Джулио Фоджини.

  • Микеланджело Буонарроти: на саркофаге скульптор Вазари установил бюст великого живописца и внизу у подножья поместил аллегории трех видов искусства: Архитектуры, Живописи, Скульптуры.
  • Витторио Альфьери: драматург и писатель конца XVIII века: саркофаг создан в виде небольшого греческого храма времен античности, рядом женская фигура, символизирующая скорбящую Италию.
  • Джоаккино Россини: автор знаменитых опер «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль»: на саркофаге установлен монумент, у основания которого укреплены три таблички с названиями городов, где композитором были написаны основные произведения: «Пезаро», «Флоренция», «Париж».
  • Гульельмо Маркони: он получил Нобелевскую премию за изобретение беспроводного телеграфа.

  • Николо Макиавелли: известный мыслитель, живший в XV веке, служивший Борджиа и Медичи. В соборе находится кенотаф, над саркофагом установлена аллегорическая фигура Дипломатии.
  • Михаил Огинский: его полонез известен во всем мире.
  • Джованни Николинни: поэт, автор пьес. На его гробнице установлена скульптура Свобода поэзии, она является прообразом Статуи Свободы в Нью-Йорке.

История базилики Санта-Кроче во Флоренции

«Santa croce» переводится как «святой крест (распятие)» с итальянского. Базилика и построена в форме Т-образного креста, символа ордена францисканцев. Это католический монашеский орден, проповедующий аскетизм и любовь к ближнему. Первым таким проповедником стал Франциск Ассизский, от его имени и пошло название ордена. Монахи-францисканцы странствовали по свету, вели крайне скромный образ жизни (все их одеяние состояло из рясы, подпоясанной веревкой и сандалий на босу ногу), проповедовали и ухаживали за больными.

Считается, что Франциск Ассизский, умерший в начале 13 века и причисленный к лику святых, при жизни основал церковь, но она не была достроена. А в самом конце 13 века на ее месте начали возведение нового храма, посвященного Франциску. Стройка велась на пожертвования богатых флорентинцев, а в создании интерьеров участвовали лучшие итальянские художники и скульпторы. Строительство завершилось только в 15 веке, тогда базилика была освящена и в ней начались богослужения. Но потом храм еще украшался и украшался…

Фотообзор Санта Кроче

Пора пройтись по базилике и посмотреть, как она выглядит за фасадом. Думаю, вы удивитесь!

Санта Кроче занимает довольно большую площадь, на территории расположено несколько разных помещений, но ориентироваться легко, есть указатели:

Внутренний дворик:

Вход в Санта Кроче:


Расписание мероприятий и информация о благотворительности:

Разные благотворительные программы:

Территория действительно большая, а здания монументальные:

Базилика Санта Кроче популярна у европейских самостоятельных туристов:

Идем в ризницу (Сакристия):

Еще один дворик:

Вид на старинную капеллу, у входа — туристическая группа:

Так выглядит капелла с другой стороны:

Информация о знаменитом флорентийце:

3.1. Внутреннее оформление

Внутри много интересных архитектурных деталей – деревянные элементы соседствуют с готическими каменными арками, например.

Обратите внимание на фрески собора – над ними работали самые известные мастера. Например, Джотто и Джамболонья

Можно сказать, что Санта Кроче – огромный музей.

Украшения алтарной части собора выполнены Донателло. Увидите и барельефы в честь Франциска Ассизского. Их выполнил Бенедетто де Майано.

Смотрите, как здесь красиво:

Главный алтарь:

Вид на другую часть базилики:

Статуя в основном здании:

Рассматривать можно часами:

Переход в музей:

Часовня Медичи:

Совершенно неожиданно я попала в старинный коридор и обнаружила зарядники usb (видите шкафчик рядом со скамейкой?), и это церковь 13 века:


3.2. Капеллы

Страшный пожар 1493 года разрушил часть церкви. Знаменитые семьи Флоренции решили вместе обновить ее. Тогда Брунеллески строит капеллу Пацци.

Она названа в честь одного из главных донаторов – Андреа Пацци. Он заключил договор с церковью, по которому будет иметь право разместить внутри капеллы гробницы своей семьи.

Брунеллески стремился добавить в архитектуру капеллы Пацци черты греческого храма. Расположение окон в куполе создает интересный эффект игры света и тени, он хорошо освещен, хотя самих окон не видно.

Капелла отделана изнутри серым камнем, это подчеркивает четкие геометрические формы помещения. Автор стремился создать единое оформление внутреннего и внешнего пространства.

Капелла Пацци считается самой красивой и оригинальной из всех 16 капелл церкви. Каждая из капелл – отдельная пристройка, выполненная в оригинальном стиле

Кроме того, стоит обратить внимание на:

  • Капеллу Медичи;
  • Барончелли;
  • Барди;
  • Кастеллани;
  • Маджоре;
  • Ринуччини.

Знаменитые гробницы:

3.3. Музей

Небольшая экспозиция. Здесь хранятся фрески Джотто. Особый интерес представляет зал, который раньше был трапезной монастыря. Увидите фреску «Дерево жизни». А еще – версию «Тайной вечери». Выполнены Таддео Гадди.

Кроме того, в музее находится статуя Донателло – «Святой Людовик».

Вариант «Тайной вечери» Джорджо Вазари:

Примечательно, что картина была восстановлена совсем недавно. Реставраторы трудились почти 6 лет, чтобы вернуть миру знаменитую работу Вазари, пострадавшую в результате самого масштабного наводнения во Флоренции 1966 года.

Фреска «Древо жизни» сохранилась не очень хорошо, большая часть выцвела:

3.4. Знаменитые гробницы

Оказывается, в Санта Кроче похоронен целый род Галилеев, а не только сам ученый Галилео. Могилу ученого вы узнаете сразу – ее украшают статуи Геометрии и Астрономии.Еще запомнилась гробница Никколини — она украшена статуей, которая очень напоминает статую Свободы. При этом, она была установлена на 6 лет раньше, чем Статуя Свободы в Нью-Йорке.Гробницу Микеланджело украшает статуя Живописи, выполненная Баттиста Лоренци. Он же выполнил и бюст великого скульптора.А над саркофагом Никколо Макиавелли установлена скульптура Дипломатии:

Кенотаф Данте Алигьери (настоящая могила поэта находится в Равенне):

Гробница Микеланджело:

Гробница скульптора Лоренцо Бартолини:

Многие саркофаги установлены прямо под Базиликой, а надгробные плиты заменяют пол:

Еще одно помещение в подвалах Санта Кроче, довольно мрачное (ощущения там, как в подвалах Собора Дуомо в Милане):

Капелла Барончелли

Основная статья: Капелла Барончелли (Санта-Кроче)

Капелла Барончелли

Относится к числу капелл, примыкающих к правому рукаву трансепта.

Левая стена — фрески Таддео Гадди (1328—1338) со сценами из жития Марии.

Правая стена — фреска Себастьяно Майнарди (1490) «Мадонна с поясом» (общий вид, фрагм. 1, фрагм. 2).

Алтарный полиптих, так называемый полиптих Барончелли (итал.)русск. (ок. 1328—1334) (общий вид, центральная панель), судя по надписи OPUS MAGISTRI JOCTI (над пределлой) и свидетельствам Гиберти и Вазари — работа Джотто. Однако, на основе стилистического анализа исследователи выявляют в некоторых частях полиптиха работу учеников Джотто, в том числе Таддео Гадди. Некоторыми исследователями непосредственное участие самого Джотто вообще подвергается сомнению и работа целиком приписывается Таддео Гадди. Стилистически относится к кругу поздних работ Джотто и его учеников, в которых наблюдается нарастание готических тенденций, проявляющееся в более утонченных очертаниях фигур, усилении общей декоративности. Тем не менее, коленопреклоненные ангелы в нижней части центральной панели стилистически близки подобным в Мадонне Оньисанти (англ.)русск. Джотто. В целом центральная панель представляет коронование Марии. Боковые панели представляют хоры ангелов и святых, славящих Марию. В руках ангелов можно видеть музыкальные инструменты — виелы, органы-портативы, гитерн, псалтерий, трубы. Над музицирующими ангелами располагаются святые. Среди них идентифицируются на первой панели (слева направо) — Святая Клара и Святой Франциск; на второй — апостол Петр (с ключом), Моисей (со скрижалями Завета), Адам и Ева; на четвертой — апостол Павел, Авраам и Иоанн Креститель; на пятой — святые Стефан и Лаврентий. Внизу, в пределле — маленькие изображения (слева направо) неидентифицированного святого епископа, Иоанна Крестителя, Христа, Святого Франциска и Святого Онуфрия. Существующее резное обрамление полиптиха является более поздним.

Витражи с изображением четырех пророков — Таддео Гадди (фото 1, фото 2).

В стене справа от входа в капеллу находится усыпальница семейства Барончелли работы Джованни ди Бальдуччо (итал.)русск.(ок. 1328—1330) (фото). Он же является автором статуй архангела Гавриила (фото 1, фото 2) и Марии (фото 1, фото 2) по сторонам входа в капеллу.

Статуя Мадонны с младенцем в капелле — Винченцо Данти (англ.)русск. (1568) (фото 1, фото 2).

Чем еще достопримечательна церковь Святого Креста

Помимо надгробий, здесь находятся многие шедевры живописи. Например, капелла Перуцци, где изображено житие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же — капелла Барди и житие Франциска Ассизского, обе работы принадлежат Джотто (1320 — 1325).

Витражи в капелле Веллути созданы по эскизам Якопо ди Ландино. Капелла Барончелли знаменита фресками Таддео Гадди, а капелла Медичи — работа архитектора Микелоццо.

Статуя Данте на высоком пьедестале рядом с боковым портиком храма создана скульптором Энрико Пацци в 1865 году. Первоначально она находилась в центре площади Святого Креста, однако три года спустя площадь решили освободить для проведения спортивных мероприятий.

Церковь Санта Кроче — фото:

Могила Микеланджело Могила Леонардо Бруни Могила Галилео Галилея Могила Никколо Макиавелли
Главная капелла Фасад базилики Вид сверху Памятник Данте — фрагмент

Алтарь церкви и фрески

Фрески, украшающие стены около главного алтаря, сделаны А. Гадди (1387) по мотивам легенды об Истинном Кресте. По правой стороне: Архангел Михаил передает ветвь Древа познания, Царица Савская и ее поклонение Древу креста и др. По левой — Св. Елена приносит Св.Крест в Иерусалим, затем царь Перси увозит его, византийский царь Ираклий возвращает Крест в Иерусалим и т. д. Фрески содержат также множество бытовых и сказочных сценок. Красивейшие старинные витражи на окнах были сделаны в 14 в.

Алтарный полиптих, написанный Н. Джерини, изображает Мадонну с младенцем, боковые панели делались другими художниками, в верхней части — «Распятие», нарисованное мастерами школы Джотто.

Венчает алтарь одна из уникальных картин церкви — «Распятие», которую создал мастер Чимабуэ. Эта большая картина (4,5х3,9 м), размещенная на деревянном кресте, считается самым впечатляющим вариантом распятия. Однако при наводнении в 1966 г. работа была настолько сильно повреждена, что даже попытки реставрации не смогли ее восстановить полностью.

Станковая живопись

XIII век

  • Мастер Сан Франческо Барди (образ Святого Франциска (сер. XIII в.) в капелле Барди)
  • Чимабуэ (Распятие (ок. 1265) (англ.)русск. в трапезной, сильно повреждено наводнением 1966 г.)

XIV век

  • Джотто (полиптих »Коронование Марии» (итал.)русск. в капелле Барончелли (англ.)русск.; с участием учеников, в том числе Таддео Гадди)
  • Мастер Фильине (итал.)русск. (Распятие в главном алтаре)
  • Никколо ди Пьетро Джерини (англ.)русск. (центральная панель полиптиха в главном алтаре, в капелле Кастеллани)
  • Джованни дель Бьондо (англ.)русск.(полиптихи в капеллах Барди ди Вернио, Ринуччини и Веллути, часть боковых панелей полиптиха в главном алтаре)

XVI век

  • Аньоло Бронзино (картины «Христос в Лимбе» (1552) в музее и «Оплакивание Христа» в северном нефе)
  • Алессандро Аллори (картины «Вознесение Марии» и «Коронование Марии» в капелле Никколини и «Снятие с креста» в музее)
  • Алессандро Феи (англ.)русск. (картина «Бичевание Христа» в южном нефе)

История строительства

Есть красивая легенда, что первый камень базилики Санта-Кроче заложил сам Франциск Ассизский – канонизированный католический итальянский святой, который основал тот самый знаменитый на весь мир Орден францисканцев, или – Нищенствующий Орден. К сожалению, эта легенда разбивается о реальное положение вещей: Франциск никак не мог заложить первый камень церкви, ведь он умер в 1226 году, а базилику начали строить только в 1294. Тем не менее, возможно, Франциск закладывал первый камень маленькой церквушки, что стояла на месте базилики ранее, еще в начале 13 века. Но и это лишь предположение, так как никаких подтверждающих данный факт документов не сохранилось.

Зато доподлинно известно: строилась церковь силами последователей Франциска, монахами-францисканцами. К тому моменту их Орден уже довольно сильно разросся, и монахи не помещались в маленькой церквушке. Честь стать архитектором нового храма выпала Арнольфо ди Камбио – впоследствии это стало его величайшей и важнейшей архитектурной работой.

Средств на возведение храма потратили много: во-первых, в этот момент из Флоренции были выгнаны гибеллины – представители своеобразной политической оппозиции тех времен, а их состояния остались в черте города, и власть разумно распределила эти богатства, в том числе отрядила какую-то часть денег на строительство новых храмов и церквей. Кроме того, немалые суммы жертвовали и сами жители Флоренции: как представители среднего класса – ремесленники, купцы, торговцы, зажиточные крестьяне, – так и вся знать и аристократия. Последние отдавали францисканцам огромные суммы взамен на право иметь в строящемся храме именные, фамильные капеллы: Барди, Перуцци, Кастеллани, Барончелли, Медичи – все эти знатные семьи крупно вложились, чтобы остаться увековеченными в стенах храма.

Место для строительства базилики – район Санта-Кроче, – был выбран неслучайно: в те времена здесь жили бедняки – идеальная паства для Нищенствующего Ордена. Позднее здесь стали селиться ремесленники и строители, участвовавшие в возведении церкви. Историки утверждают, что позднее францисканцы вели настоящую войну за прихожан с доминиканцами и одержали победу. Причиной тому многочисленные фрески, украшающие своды базилики Санта-Кроче. Для неграмотных бедняков рисунки на потолках и стенах были как святое Писание: наглядная история основных религиозных событий в картинках, поэтому они и выбрали собор францисканцев.

Росписью внутренностей базилики занимались Джотто, Джованни да Милано, Мазо ди Банко и другие знаменитые итальянские художники. Само строительство длилось долго, почти целый век, предположительно до 1385 года. Освящение же базилики Санта-Кроче произошло и вовсе только в 1443 году.

У храма есть своя черная страница истории: в 1966 году во Флоренции произошло сильное наводнение, в отдельных районах города вода поднялась на пять метров выше привычного уровня, затопив дома, общественные постройки и храмы. Базилике Санта-Кроче тоже пришлось нелегко: отдельные шедевры художественного творчества были безнадежно испорчены. К счастью, большую часть все же удалось восстановить, но что-то так и погибло в воде.


Также следует отметить, что изначально при храме был и свой монастырь, но в конце 18 века он почти изжил себя, а в конце 19 века городские власти и вовсе задумали обустроить там музей. Сейчас музейный комплекс настолько разросся, что внимательному туристу понадобится практически целый день, чтобы тщательно его осмотреть. За последние два столетия базилика Санта-Кроче стала настоящим центром туристического паломничества и даже несколько раз появилась в массовой культуре, например, в культовой компьютерной игре Assassin’s Creed II.

Внутреннее убранство

Церковь Санта Кроче является эталоном готического стиля. Внутренне устройство – 3 роскошных нефа, разделенных мощными колоннами. В свою очередь, колоннада украшена соединяющими арками. И все это декорировано великолепными архитектурными элементами. Такими как архивольты – эффектное оформление арочных дуг; лизены – плоские выступы на стенах; пилястры – изящные полуколонны.

Длина основного нефа 115 метров. Стрельчатые арки свободно пропускают свет сквозь витражные окна, что усиливает ощущение простора и величия. Высокий алтарь венчает знаменитое распятие Чимабуэ. После безжалостного наводнения 1966 года оно считается символом возрождения пострадавшей Флоренции. Также алтарь украшен уникальным полиптихом Мадонна со Святыми. В ризнице храма потрясают воображение фрески «Вознесение», «Воскресение», «Распятие», «Восхождение на Голгофу».

Во Флоренции чтят святого Франциска. Его изображения, скульптурные жизнеописания можно найти во многих базиликах города. Но именно в Санта Кроче находится самый красивый барельеф, на котором изображены сцены из жизни великого святого.

В оформлении 16 часовен церкви Святого Креста оставили свой исторический след знаменитые флорентийские семейства Барончелли, Перуцци, Альберти и другие. Декорирование фресками, скульптурами стало возможным благодаря их благородному участию.

Богатый купец Андреа Пацци тоже остался в памяти потомков. Благодаря ему на территории собора появилась уникальная Капелла Пацци. В 1423 году внутренняя площадь базилики пострадала от пожара. Впоследствии на этой территории была сооружена непревзойденная по стилевому и пространственному решению Капелла Пацци. Традиционные арки, колонны, пилястры использованы в декоре капеллы настолько виртуозно, что создают ощущение абсолютной естественности.

Исключительность собора состоит и в том, что он является своеобразной усыпальницей для многих великих людей. Здесь под мраморными плитами находится прах Микеланджело, а рядом – памятник, состоящий из аллегорических фигур Архитектуры, Живописи, Скульптуры.

Скорбные фигуры украшают памятник у саркофага Галилео Галилея. Не уступают в печальной монументальности скульптурные группы у мест захоронения Николо Макиавелли, Джоаккино Россини. Невольный трепет охватывает каждого, находящегося рядом с этими величественными саркофагами.

Церковь Святого Креста

Именно так переводится Basilica di Santa Croce. Выбор названия прост — по форме это сооружение напоминает крест. Своим появлением эта католическая святыня обязана самому Франциску Ассизскому. По преданию, церковь воздвигнута на месте скромной часовни, собственноручно построенной почитаемым святым. Зная о его мировоззрении, можно легко догадаться, что адепты создали строение, в сотни раз превосходящее прототип по красоте и богатству.

Святой Франциск тем и знаменит, что возвел бедность, аскетизм в светлый, даже радостный идеал. Осознанно отказавшись от материальных благ, он поменял обеспеченность и комфорт на путь миссионера, несущего людям идеи покаяния, мира и братства. Следуя примеру Христа, видел свое предназначение в сострадании и служении людям.

В 1228 году, через 2 года после смерти, Франциск Ассизский был канонизирован. В 1294 году на месте скромной часовни, на небольшой площади началось строительство великолепного храма. Его «отцом» считают знаменитого архитектора Арнольфо ди Камбио. На тот период он был capomaestro – руководителем строительства самых крупных объектов во Флоренции, в частности, Кафедрального собора.

Проект Санта Кроче предвосхитил архитектурные достижения эпохи Ренессанса. Его строгие, и в то же время пластичные, выразительные формы в буквальном смысле радуют глаз. Гармоничность – вот что завораживает уже при первом взгляде на это прекрасное сооружение. Хотя главный фасад церкви полностью декорирован лишь в XIX веке. Тогда же была сооружена и колокольня высотой 80 метров.

Постоянным переменам подвергалось внутренне убранство. Были и очень печальные изменения. Например, в 16 веке великолепные фрески на стенах были просто забелены: дело в том, что тогда во Флоренции свирепствовала чума, и церковные помещения использовали, как больничные. Каково же было изумление, радость реставраторов, обнаруживших под слоями извести знаменитые фрески Джотто!

В финансировании проекта строительства приняли участие самые знаменитые состоятельные семейные кланы Флоренции: след в истории, заслуживающий уважения.

Кафедра Медичи церкви Санта-Кроче

Капелла Медичи церкви Санта-Кроче во Флоренции характеризуется как наиболее зрелое из церковных сооружений Микелоццо. Она расположена рядом с  капеллой Пацци. Выполнена капелла в простом плане, образующемся сочетанием прямоугольного помещения для молящихся и примыкающих к нему маленького, квадратной формы, алтаря и двух симметрично расположенных ризниц.

Сводчатые потолки лишены всяких украшений; спокойные, гладкие стены, прорезанные каждая двумя высоко поднятыми окнами; полное отсутствие орнаментики и лепки.

Представляет интерес сочетание античных форм с некоторыми готическими элементами, в том числе розетками, профилями, применяемыми в качестве отдельных декоративных элементов.

Ряд архитектурных моментов сближает капеллу Медичи с другим сооружением Микелоццо — монастырем Св. Марка во Флоренции. В последнем заслуживает особого внимания помещение библиотеки, имеющей удлиненную прямоугольную форму, разбитую аркадами на три нефа. Все они имеют сводчатые перекрытия, причем средний неф при одной и той же ширине выше боковых. Боковые стены прорезаны прямоугольными окнами, над каждым из которых расположены еще круглые окна, ритмически отвечающие аркам центрального нефа.

Колонны, на которые опираются арки, легки и изящны. Такое же впечатление производит и вся зала. Интересны и два внутренних двора монастыря, каждый из которых опоясан изящными галереями, образованными сводами, опирающимися своими пятами на выступающие из стены кронштейны и на легкие редко поставленные ионические колонки.

Сочетание грациозных аркад с гладкими, спокойными стенами, прорезанными небольшими окошечками, — мотив, часто встречающийся у Микелоццо, заимствован очевидно у Брунеллески, который применил его еще в Воспитательном доме во Флоренции (приют Инноченти).

Интерьер

В церкви 16 капелл, она с давних времен использовалась для захоронения именитых и просто богатых флорентийцев. Особого упоминания достойна капелла влиятельного семейства Пацци, созданная Филиппо Брунеллески.

Пацци в содружестве с папой Сикстом IV организовали покушение на братьев Медичи в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре в 1478 году. И поплатились за это буквально тотальным уничтожением людей и зданий. Капелла в Санта-Кроче — едва ли не единственное уцелевшее свидетельство существования рода.

В капеллах Барди и Перуцци сохранились фрески кисти Джотто (1266-1337). Как мы помним — великого живописца и архитектора, провозвестника Ренессанса.

У входа в Санта-Кроче установлен памятник Данте Алигьери (1265-1321). Великому сыну Флоренции и… Италии. Человеку, который написал «Божественную Комедию» и считается отцом итальянского языка.

Оказывается, вплоть до XIV века итальянские знать и священники общались между собой на латыни. А простонародье использовало диалект, характерный для определенной местности. Данте изменил это навсегда!

Знаменитый поэт, впрочем, похоронен в Равенне. Куда он вынудили сбежать, во Флоренции приговорив к казни за участие в гражданской войне на стороне проигравшей партии «белых».

Папа Лев X из семейства Медичи пытался вернуть прах Данте на родину, но его усилия не увенчались успехом. С чем Флоренция не смирилась, установив в церкви пустой саркофаг. А на площади — памятник великому земляку.

Заметим, что лишь с помощью обмана флорентийцы заполучили останки и Микеланджело, умершего в 1564 году в Риме. Тело «Титана Возрождения», много и плодотворно работавшего во Флоренции («Давид», капелла Медичи в Сан-Лоренцо, библиотека Лауренциана), было тайком вывезено из Вечного города его племянником Лоренцо.

Таким образом Микеланджело Буонаротти обрел вечный покой в Санта-Кроче. В полном соответствии с волей самого великого скульптора.

В церкви Святого Креста во Флоренции также покоятся: философ и политик Никколо Макиавелли (надпись на надгробии гласит «Нет эпитафии достойной столь великого человека»), астроном Галилео Галилей, композитор Джоакимо Россини, изобретатель Гильельмо Маркони, физик Энрико Ферми.

Интересные факты

Одна из достопримечательностей церкви — выполненная флорентийцем Пио Феди в 1883 г. статуя Поэзии, посвященная памяти поэта и драматурга Дж. Баттиста Николлини. Она установлена над его надгробием в базилике Св. Креста.

Фигура эта очень сильно похожа на статую Свободы, работу выдающегося французского скульптора Фр. Бартольди (1887). Как доподлинно известно, Бартольди в 1870 г. жил во Флоренции и, очевидно, был вдохновлен работой итальянского скульптора.

Большой интерес у туристов вызывает кенотаф знаменитого поэта Данте (1265-1321), расположенный в церкви Санта-Кроче (Флоренция). История с гробницей поэта, прославившегося своей «Божественной комедией» и создавшего современный литературный итальянский язык, длится уже несколько сотен лет. После смерти поэта Флоренция борется с городом Равенной за право перевезти и захоронить его останки, однако не может этого добиться. Все произошло еще в 14 в. по вине правителей и жителей Флоренции, которые изгнали Данте из своего города за неугодные высказывания и оппозиционные взгляды. Писатель переехал в Равенну, где вскоре умер. Когда же Флоренция стала просить выдать ей прах Данте, то Равенна не согласилась, и с тех пор саркофаг в Санта-Кроче стоит пустой.

Внутреннее убранство Санта-Кроче

Внутренняя часть состоит из огромного монументального пространства длиной 115 м, выполненного с использованием уникальных дизайнерских решений. Особенно это проявляется в устройстве центрального нефа, отделенного от двух боковых вертикальными пилонами 8-угольного сечения, от которых устремлены вверх остроконечные арки.

По тем временам решение внутреннего интерьера базилики было смелым и нетрадиционным, позволив выделить ее на фоне остальных религиозных сооружений города. Свет внутрь попадает через мозаичные окна, выполненные А.Гадди.

В 16 в. церковь была перепланирована, из-за чего (по заключению специалистов) немного утратила свою красоту. Перекрытия сделаны стропильного типа, а в полу расположены надгробные плиты, занимающие почти все пространство нефа.

Базилика Санта-Кроче в XX веке. На входе в собор

Самым главным бедствием в истории собора стало наводнение 1966 года. Насколько высоко тогда стояла вода на площади Санта-Кроче и в базилике можно судить по фотографии ниже. Причём в кадре, судя по всему, запечатлён момент, когда вода уже чуть-чуть сошла. На некоторых домах Флоренции имеются знаки, указывающие максимальный уровень затопления 1966 г., так вот вода тогда плескалась на высоте примерно 5 метров над землей (по районам города ситуация, конечно, разнилась).

В результате бедствия серьёзно пострадали многие шедевры собора. Это несчастье до сих пор вспоминают во Флоренции, и в Санта-Кроче можно увидеть стенды с описанием тех событий и фотографиями.

Монастырь при соборе фактически перестал функционировать к концу XVIII века, а ещё через 100 лет власти Италии задумались о создании здесь музея. Первым помещением, открытым для публики ещё в 1900 г., была монастырская трапезная со знаменитой «Тайной вечерей» Гадди. Ну а в наши дни весь собор с территорией бывшего монастыря представляет собой один музейный комплекс, который, по-хорошему, нужно осматривать целый день.


С этим читают