Триумфальная арка (париж)

Интересные факты

Прежде всего, это конструкция. Сооружение покоится на 4 колоннах, соответственно, вход в него возможен с разных направлений. Фактически, это грандиозный портал, поражающий своими размерами. Из числа интересных фактов выделяют следующие:


  1. Сооружение возводилось при нескольких императорах и архитекторах. Завершили его за 3 десятилетия, из них 2 года затрачено на создание надежного основания.
  2. Портал считается самым крупным по масштабам Парижа и мира. Пропорции высоты и ширины сопоставимы – почти 50 метров, внутренний свод поднимается на 29 метров.
  3. При создании монумента не обошлось без курьезов. Архитекторы предложили несколько вариантов для возвеличивания побед наполеоновской армии. Одним из них был гигантский слон.
  4. Прототипом сооружения, созданного в античном стиле, является римская арка императора Тита Веспасиана. Считается, что оба монумента имеют одинаковые пропорции.
  5. Поверхности памятника украшены изображениями сражений и памятных событий. Там размещены названия более сотни битв и пятисот имен прославивших себя полководцев.
  6. Вокруг достопримечательности находятся 100 тумб, соединенных цепями. Их количество не случайно, оно совпадает с числом дней, проведенных императором на троне после возвращения из ссылки.
  7. Визуально портал, вместе с 2 другими арками – Каррузель и в Дефансе, образует воображаемую линию – «Триумфальный путь».
  8. Правитель собственноручно участвовал в закладке фундамента. Дожить до завершения строительства ему не довелось. После смерти прах Бонапарта провезли под арочным сводом. Такой же чести позднее удостоились величайшие французы, в числе которых литератор Гюго, генералы и маршалы.
  9. Каждый год здесь проводятся военные парады, а к Вечному огню возлагаются венки. Во главе процессии движется глава Французской республики.
  10. Название места, на котором воздвигнут памятник, звучит как «Звезда Шарля де Голля» (Charles de Gaulle Etoile). Из центра монументальной композиции разбегаются стройные отрезки городских застроек, сверху действительно напоминающие звездный силуэт.

Стройка – дело нелегкое

Строительство триумфальной арки

Непредвиденные осложнения начались сразу же. Грунт на выбранном месте оказался слабым для такой громады, пришлось рыть котлован глубиной 8 метров. Тем не менее, уже 15 августа 1806 года Наполеон Бонапарт в день своего рождения заложил первый камень в основание Триумфальной арки. Он рассчитывал на быстрое завершение строительства, однако спустя 2 года был готов только фундамент, а еще через год стены поднялись только на 1,5 метра. Несмотря на все усилия, стройка не продвигалась. Император нервничал, он собирался проехать под аркой со своей невестой, эрцгерцогиней Марией-Луизой Австрийской. Он ей это обещал, он это сделает. На дополнительно выделенные из бюджета 500 тысяч франков на фундаменте спешно возвели деревянный каркас, обтянули его грубой тканью, загрунтовали и расписали полотно в соответствии с проектом. 2 апреля 1810 года император и новая императрица торжественно въехали в Париж, после чего декорацию разобрали.

В 1811 году внезапно скончался архитектор Жан-Франсуа Шальгрен, работы продолжил Жан-Николь Гюйо. Высота арки на тот момент составляла всего 5 м. Работы с остановками, вызванными военными поражениями, продолжались до падения империи в 1814 году. Высота стен была доведена до 20 метров.

При Людовике XVIII строительство было остановлено – он ненавидел Наполеона. В 1823 году стройка возобновилась, но ненадолго. Теперь Триумфальная арка возводилась во славу королевских войск. При Луи-Филиппе I в 1833 году строительство было продолжено, архитектором Абелем Блуэ. Под давлением общественности посвящение арки было вновь изменено. Теперь ее строили в честь побед императорской и республиканской армий. Проект сооружения оставался тем же, но скульптуры и горельефы менялись полностью.

История

Работа над строительством началась в начале 19 столетия, по прямому указанию правящего Наполеона I Бонапарта. Архитектурный стиль – античный.

Боковые плоскости портала украшают барельефы, памятные доски, прославляющие славные вехи в развитии республики и страны, победы армии над врагами.

Это самостоятельные скульптурные композиции, расположенные налево и направо от проема с каждого направления:

  1. Напротив Елисейских полей – «Триумф 1810 года», «Волонтеры на марше» или «Марсельеза».
  2. От Гранд Арме авеню – «Мир 1815 года», «Сопротивление 1814 года»

Повод к созданию арочного портала восходит к победной битве при Аустерлице, когда объединенная императорская французская армия разбила войска союзников. В годовщину триумфа на холме Шайо началась закладка основания монументального комплекса. К 1810 году строительство завершить не смогли. Поэтому, когда супруга Наполеона, Мария-Луиза, торжественного въезжала в столицу, недавно установленный постамент обтянули холстом, а сверху нарисовали декорацию в натуральную величину.

В 1811 году строение не добирало до требуемой отметки 5 метров. К тому времени прежний зодчий умер, а императорскую армию преследовали фатальные ошибки и поражения. Окончательно оформить, завершить постройку удалось к 1836 году, при правлении Луи-Филиппа. А еще через 4 года под сводом проехал поезд с телом возвращающегося во Францию Наполеона. Позднее подобная почесть стала традиционной, ее удостаивались другие полководцы и военачальники, общественные деятели.

Строительство

Изначально постройкой занимался архитектор Жан Шальгрен, назначенный императором Наполеоном. Для возведения сооружения был избран стиль античных времен, величественный и монументальный. Плоскости  решено было украсить картинами, сценами из военных баталий, жизни республики. Так появились скульптурные группы «Триумф 1810 года», «Мир 1815 года», «Выступление волонтеров» и другие.

Барельефы изображают встречу императора с плененным Саидом Мустафой-пашой, погребение генерала Марсо, знаменательные битвы при Арколе, Канобе, Жемаппе. Логическим завершением всех викторий стала  сцена, символизирующая победу при Аустерлице.

Всего на стены нанесены названия более сотни сражений, имена шестисот с лишним французских военных, полководцев. Строительство длилось 30 лет, с 1806 по 1836 годы. Начинал его один архитектор, а завершил другой – Абель Блуэ. Позднее сооружение связало в один ряд 3 арки: на площади Шарля де Голля (первая), Каррузель, поблизости Лувра (вторая) и модернистская Большая, в квартале Дефанс (третья).

Исторические события

В 1810 году Наполеон устроил торжественный въезд своей будущей супруги, Марии-Луизы, по Елисейским полям. Путь ее пролегал мимо недостроенного арочного портала, который спешно задекорировали и придали вид законченного. А уже через 30 лет под сводами пролегал путь траурного кортежа с останками Наполеона, везущего императора к его последнему приюту.

В 1921 году там же были помещены останки неизвестного солдата, павшего на полях сражений Первой мировой войны. Тогда же зажгли Вечный огонь, к которому ежегодно возносятся венки в память о погибших. 14 июля здесь проходит церемониальный военный парад, который принимает Президент республики.

Как арка стала Триумфальной

Триумфальной она стала по воле Бонапарта, когда он, по образу и подобию римских цезарей, вознамерился воздвигнуть памятник в память о своем величии. По замыслу архитекторов, барельефы и надписи, украшающие плоскости, должны были повествовать о славных днях французской армии, постепенно подводя к логическому завершению – битве при Аустерлице.

История. Тридцать лет ожидания славы

Самая большая в мире – 50 метров в высоту, 45 метров в ширину при высоте свода 30 метров – Триумфальная арка стала воплощением честолюбивых замыслов Наполеона Бонапарта. Самопровозглашенный, как сейчас сказали бы, монарх, за 19 лет выросший из младших лейтенантов в императоры, совершил со своими солдатами и офицерами множество походов, выиграл десятки сражений. Естественно, захотел подвиги своей Великой армии увековечить.

Мы с вами уже видели триумфальную арку на площади Каррузель возле Лувра, возведенную по его приказу. Но ее масштабы (всего-то 19 метров высотой) показались Бонапарту унизительно скромными для его полководческого гения. И тогда еще одну арку, куда более величественную, он приказал соорудить на той же исторической оси Парижа, что сейчас проходит от Лувра к району Дефанс. Тогда она заканчивалась на холме Шайо. В 1806 году, после победы под Аустерлицем, эту возвышенность и выбрал Наполеон в качестве места для памятника своим солдатам. Ну и себе тоже. Проектировщиком назначил 67-летнего Жана-Франсуа Шальгрена (Jean-François Chalgrin), известного архитектора-неоклассициста.


Нескоро двигалось строительство. На один только фундамент гигантского сооружения ушло два года. В 1811-м, так и не доведя строительство до конца, умер Шальгрен. А тут и Наполеону стала слишком часто изменять военная Фортуна: какой уж тут памятник триумфам, когда после бегства из разоренной Москвы сам император произнес: «Великой армии больше нет»! А уж когда русские войска, взяв Париж 30 марта 1814 года, разбили свой бивуак на Елисейских полях, аккурат рядом с триумфальным недостроем, арку в честь побед французского оружия вообще предпочли забросить.

Вернулся к подзабытой славе своего предшественника на французском троне лишь король Луи-Филипп I (Louis-Philippe I), воцарившийся в 1830 году. И только в 1836 году, спустя тридцать лет после начала работы над Триумфальной аркой, ее, наконец, достроили.

Адреса и авторы триумфов

Войдя под своды Триумфальной арки, мы первым делом подойдем к Вечному огню на могиле Неизвестного солдата, погибшего в одном из сражений Первой мировой войны. Могила, расположенная прямо на уровне мостовой, появилась здесь в 1921 году (на снимке внизу). А когда вы поднимете взгляд, то увидите два огромных полотнища, укрепленных под аркой, – государственный триколор Франции и звездный флаг Евросоюза.

Ну а теперь можно полюбоваться шестью барельефами и четырьмя горельефами, повествующими об «этапах большого пути» наполеоновской армии. Что такое барельеф, мы с вами знаем с детства, а вот горельеф (haut-relief) попадается реже – это скульптуры, как бы выходящие из стены.

Самый знаменитый из четырех горельефов – «Марсельеза» работы Франсуа Рюда (François Rude). О чем скульптор пытается нам рассказать?

Когда в 1792 году прусская армия вторглась в Лотарингию (споры за эту провинцию между Францией и Германией не утихали столетиями), в бой отправились волонтеры, охваченные революционным энтузиазмом. В том числе Марсельский добровольческий батальон. Для него за одну только ночь военный инженер Жозеф Руже де Лиль (Joseph Rouget de Lisle) написал свой марш, вскоре ставший страшно популярным и получивший название «Марсельеза», то бишь песня из Марселя.

Спустя всего полтора года «Марсельеза» по решению Конвента стала гимном Франции и остается им до сих пор. Вы не поверите: между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года она была еще и гимном России!

На другом горельефе – «Триумф 1810 года» работы Жан-Пьера Корто – мы с вами видим самого Наполеона, увенчанного славой побед над Австрией и Пруссией.

Еще один называется «Сопротивление 1814 года», скульптор Антуан Этекс. Сопротивлялся Бонапарт, как вы понимаете, антифранцузской коалиции во главе с Россией.

Ну и, наконец, композиция «Мир 1815 года» (на фото внизу) того же автора: император уже отрекся, война окончена, поэтому на горельефе воин вкладывает меч в ножны, крестьянин ладит плуг, мать ласкает ребенка, мальчик «тычет в книжку пальчик», место боевого коня занял тучный телец – символ если не богатства, то достатка. И над всем этим покоем — Афина, богиня и войны, и мудрости.

На четырех пилонах — опорах арки вырезаны имена 558 генералов и маршалов Великой армии, а рядом – названия 128 мест ее победоносных сражений. На восточном пилоне арки можно отыскать и наши, русские города и села. Те, где Наполеон, по его мнению, одержал победы: Могилев, Смоленск, Валутина гора (с правописанием наших географических названий у завоевателей было не очень, поэтому на арке значится некая «Valontina»), Полоцк, Красное (если честно, там начертано «Krasnoï» – как у русских слышим, так по-французски пишем). А вот Бородина на восточном пилоне нет. Выходит, даже верноподданные Бонапарта, не говоря уже о просто подданных, не признали виктории своего императора в Бородинском сражении.

Новый большой триумф французского оружия арка увидела лишь спустя век после поражения Наполеона. В честь Дня взятия Бастилии 14 июля 1919 года впервые после окончания мировой войны 1914–1918 годов под Триумфальной аркой промаршировал военный парад: пехотинцы, кавалерия, авто и даже танки. А вот авиаторов на парад не позвали. И тогда летчик Шарль Годфруа решил взять реванш за всех своих товарищей. Он лихо пролетел 9 августа на своем самолете под сводами арки, а журналисты сумели заснять его подвиг. Взгляните на фото. Ох, какой же был скандал!..

Ну и, конечно, невозможно забыть о параде на Елисейских полях в честь освобождения Парижа от гитлеровцев, который 26 августа 1944 года принимал руководитель «Сражающейся Франции» генерал де Голль.

И сейчас здесь, на Елисейских полях и на площади Звезды, проходят военные парады – 14 июля, в День взятия Бастилии, в годовщину Великой французской революции. А 8 мая, в День Победы, и 11 ноября, в День окончания Первой мировой войны, к могиле Неизвестного солдата руководители государства возлагают венки.

Клятва императора

Маленький корсиканец, генерал Бонапарт, Первый консул республики, император Франции Наполеон: у него лучшая в мире армия, его обожают солдаты, и скоро он покорит весь мир. Он талантливейший в мире полководец, у него отличные солдаты. Они достойны триумфа. После победы солдаты вернутся домой, и пройдут под Триумфальной аркой, он им это обещает.

Как известно из истории, битва при Аустерлице была выиграна, и уже в феврале 1806 года император объявил конкурс проектов памятника в честь его доблестной армии. Из представленных вариантов был отобран проект архитектора Жана Шальгрена. Образцами для него послужили арки в честь римских полководцев с той разницей, что новая арка должна была превышать все прототипы по своим размерам.


Место для постройки было выбрано достойное.

Площадь Шарля де Голля, она же площадь Этуаль

Холм Шайо с расположенной на нем Площадью Этуаль, больше похожей на перекресток дорог, был за городом, возле заставы и имел два преимущества: это было рядом с Тюильри и Елисейскими полями – любимыми местами отдыха парижан, и, самое главное, он находился на дороге, соединяющей две королевские резиденции: Лувр и Версаль.

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .

Большая Арка Дефанс

Колоссальная прямоугольная конструкция высотой 110 м является символом делового района Дефанс. Деловой квартал La Défense контрастирует с остальным Парижем и именно поэтому сюда непременно нужно прийти. Этот район залит бетоном, мрамором и стеклом, а небоскребы так высоки, что шея затекает их рассматривать.

Внутри арки расположены музей информатики и галерея современного искусства, но нас интересует смотровая площадка, расположенная на самом верху арки. Центр города отсюда видно не слишком хорошо, зато отлично можно рассмотреть альтернативный Париж и понять, что Франция – это не только барокко.

Арка открыта с 1 апреля по 31 августа с 10.00 до 20.00 и с 1 сентября по 28 февраля с 10.00 до 19.00. На смотровую площадку арки туристов поднимает прозрачный лифт. Стоимость за посещение музея, галереи и арки – 10 евро (комплексный билет).

Словно птицы над Парижем

На Триумфальную арку можно подняться, чтобы бросить взгляд на прекрасный комплекс изысканных особняков, окружающих площадь Шарля де Голля, да и просто полюбоваться видом на добрую половину Парижа.

Взойти на арку получится, только если преодолеете 284 ступени одной из двух винтовых лестниц (лифт сейчас, в декабре 2015-го, на ремонте, и пока неизвестно, на какой срок). Открыта смотровая площадка с 1 апреля по 30 сентября – с 10.00 до 23.00, с 1 октября по 31 марта – с 10.00 до 22.30. Последних посетителей пропускают за 45 минут до закрытия. Нет посещений в праздники: 1 января, 1 мая, 8 мая (но только до обеда), 14 июля (до обеда), 11 ноября (до обеда) и 25 декабря.

Стоит билет на верхушку арки 9,5 евро, правда, в составе группы вы заплатите всего 7,5 евро. Думаю, ваш туроператор соберет соответствующее число желающих. Детям и подросткам до 18 лет проход бесплатный, если только они придут с родителями и не в составе группы школьников.

Ну что же, идемте дальше. Куда хотите отправиться? Что посмотреть? Конечно, в столице Франции смотреть можно (и нужно!) всё и на каждом шагу, но раз уж вы просите… Так и быть, пойдемте к . Ее даже искать не надо – вон она, парит над крышами Парижа.

Личные наблюдения о Париже ⇧

Вообще больше хочется писать об атмосфере Парижа, о людях, еде и прочем, нежели о достопримечательностях в виде зданий и музеев. 🙂

  • В Париже я съела самое вкусное мороженое.
  • Прилавки больших супермаркетов завалены разнообразным сыром, вкуснейшими колбасными изделиями. Я пыталась пару раз прикупить не знакомого мне сыра, но что-то у меня с ними не ладится — , то сыр вонючий, то не вонючий, но безвкусный. 🙂 Наверное, надо быть французом, чтобы в них разбираться. 🙂
  • И, конечно, багет. Часто можно встретить француза, несущего два-три багета в сумке. Кстати, багет, каким мы его знаем сегодня, действительно, имеет французское происхождение. Вино в кафе, стоит примерно так же как чай 🙂 —  5-9 евро за бокал.
  • Зато здесь недорогая вкуснейшая вода Evian – 2л. 0,5 евро.
  • На мой взгляд мужчины в Париже одеваются более стильно, чем женщины, хотя и последние вопреки расхожему мнению о неопрятности и не ухоженности парижанок очень даже этот миф опровергают.

13 октября.

Еще 140 км и мы в Париже. Кстати бензин во Франции на 30 центов дороже, чем в Люксембурге и стоит уже 1,602 евро за литр.

В ознаменование великих побед

2 декабря 1805 года под местечком Аустерлиц, что в Моравии, французская армия решительно выступила против коалиционных русско-австрийских войск. Эта битва вошла в историю как «сражение трех императоров», поскольку все страны-участницы боевых действий возглавлялись императорами (во Франции – Наполеон I, в России – Александр I, в Австрии – Франц II). В результате верх одержала наполеоновская армия, и окрыленный Бонапарт решил в честь победы в этом сражении воздвигнуть Триумфальную арку. Ну и заодно прославить все свои военные успехи. Местом ее нахождения решено было избрать холм Шайо.

На стол императору легло несколько проектов будущего монумента. Самых разных. Имелся даже такой, по которому арка должна была иметь вид… огромного каменного слона, «приютившего» внутри себя музей военных побед Его Величества. Однако Наполеона более впечатлил, что называется, классический вариант сооружения, наподобие арки Тита в Италии (Рим). Даже арочный пролет и колонны решили сделать идентичными.


Ровно тридцать лет длилось эпохальное строительство. За дело взялся известный в то время архитектор Жан Шальгрен. Только на постройку фундамента ушло ни много ни мало два года. В 1810 году на уже готовый фундамент водрузили макет будущей арки, сооруженный на скорую руку из досок и грубого полотна (парусины), которое оформили декорациями под будущую арку. Спешка объяснялась тем, что ожидался торжественный въезд в Париж новой императрицы Марии-Луизы Австрийской – причем по Елисейским полям. Она должна была увидеть масштаб задумки своего августейшего супруга. По достоинству оценил стройку и сам Наполеон, который, глядя на реалистичный макет, мог представить себе каким будет монумент.

Через год архитектор Ж. Шальгрен умер. Всего лишь каких-то 5 метров не хватило арке для достижения своей проектной высоты. Только об этом, похоже уже никто не заботился. На смену доблестным победам пришла череда военных неудач (одно лишь поражение под Москвой в 1812 году чего стоит) и работы решено было прекратить. Сам Наполеон тоже свое детище в завершенном виде: император, как известно, скончался в 1821 году на острове Святой Елены, а строительство было завершено в 1836 году. Тогда французский трон занимал Луи-Филипп I. Завершением работ руководил архитектор Абель Блуэ.

Триумф через многие годы

Открытие Триумфальной арки состоялось 29 июля 1836 года

Знаменитая Триумфальная арка в Париже была торжественно открыта 29 июля 1836 года. Ни первого императора Франции, ни его солдат никто не чествовал. Правда, Наполеон Бонапарт все же торжественно проехал под сводом – 15 декабря 1840 года прах великого полководца перевезли к месту его последнего упокоения.

На приведенном видео вы можете наблюдать торжественную церемонию перенесения праха Наполеона, доставленного с острова Святой Елены ( 15 декабря 1840 год, Париж):

А 28 января 1921 года под сводом арки был захоронен прах неизвестного солдата, павшего в 1916 году в битве при Вердене.

С 14 ноября 1923 года возле могилы горит вечный огонь, первый в современной Западной Европе.

Вечный огонь под Триумфальной аркой

Чести его символического зажжения удостаиваются ветераны Второй мировой войны.

Архитектура

Наполеон задумал арку как сооружение, прославляющее французскую армию. На одном из боковых барельефов изображено, как бьют наших — это композиция битвы при Аустерлице.

На сводах и колоннах Триумфальной арки высечены фамилии генералов и участников сражений тех времен и места сражений, где французы одержали победу.

Здесь есть названия русских городов — Могилев и Смоленск, Валутино и Полоцк, Красное и даже Москва. Под Москвой имеется в виду Бородино, но указать в качестве выдающейся победы битву за деревню в 110 километрах от Москвы, было, видимо, не очень удобно. Тогда Бородино и заменили на Москву. Однако, вход армии Наполеона в пустой город, сданный без боя, победой назвать никак нельзя! В ходе войны Русская армия отступала, чтобы избежать кровопролития и сдача этих городов и сел совсем не похожа на великую победу.

Именно от Москвы началось бегство Наполеона, погубившего в России свою армию. В 1814 году Русская армия вошла в столицу Франции, о чем рассказывает картина английского художника Роберта Бойера «Вступление русских войск в Париж 31 марта 1814 года».

Монумент украшен четырьмя скульптурными композициями и шестью барельефами.


С этим читают