Архангельский собор московского кремля — усыпальница русских царей и князей

Собор в XVI—XVIII вв

В 1547 году храм пострадал при пожаре. Но мастера Новгорода и Пскова отреставрировали настенную роспись, которую повредил огонь. С 1599 по 1765 год в соборе проводились поминальные службы по усопшим князьям и царям. При царе Алексее Михайловиче Романове начали восстанавливать стенопись, которая к тому времени обветшала. Старую живопись стёрли, сделали её описание и приступили к нанесению новой. Но закончить не удалось, потому что в казне не хватило денег. Как подтверждает википедия, долгие войны с Польшей и Швецией её опустошили.


Реставрировать внутреннее убранство продолжили в 1660 году. Завершили через шесть лет. Последние работы проводили девяносто художников во главе с иконописцем Симоном Ушаковым. В числе других живописцев были:

  • Гурий Никитин;
  • Яков Казанец;
  • Сидор Поспеев;
  • Фёдор Зубов;
  • Иосиф Владимиров.

Посмертные образы правителей Алексея Михайловича и Михаила Фёдоровича для обители написал Симон Ушаков в 1677 году. Новый узорочный иконостас был сделан в 1680 году. При Елизавете Петровне собор был повреждён в 1737 году Троицким пожаром. Его капитальным ремонтом тогда занимался князь Д. Ухтомский. В это время сделаны чеканные позолоченные киоты из серебра для икон, отреставрированы надгробия и парсуны царей. В эти годы шлемовидный главный купол сменили луковичным. Тогда же часть фасада с южной стороны перекрыли стенами из белого камня, а закомары лишили декоративной отделки.

В 1742 году организовано Московское епархиальное управление, и собор Михаила Архангела становится кафедральным. Протоиереем храма с 1771 по 1801 год был автор сочинения «Церковный словарь» Пётр Алексеев. В 1772 году обновили решётки около захоронений, отреставрировали верхние ярусы иконостаса, сделали пять новых паникадил. Также сшили новые покрывала из бархата на гробницы царей, а суконные с серебряными крестами из тесьмы на надгробия Великих князей.

Екатерина II Великая во время своего правления решает построить Кремлёвский дворец вблизи Архангельского собора. Автором грандиозного проекта был Василий Баженов. Но в 1773 при рытье котлована под фундамент в краткий период на стенах храма появились трещины, а земля рядом начала проседать. После доклада об этом работы спешно прекратили, а тремя контрфорсами укрепили стену с южной стороны здания.

Посещение храма

На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей. Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной. Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00 Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма. Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи. По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет Это правило действует только для граждан России

Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

Пролог

28 мая 1591 года при загадочных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Была ли его смерть случайной или же это было политическое убийство — не ясно до сих пор. Несомненно одно: после смерти его старшего брата, царя Фёдора Иоанновича, царская династия прекратила свое существование. Не осталось ни одного законного наследника престола. На короткое время воцарилась избранная на Земском соборе династия Годуновых, однако вскоре страна погрузилась в хаос. Началась смута, Россия оказалась перед сложнейшим выбором за всю свою историю. От того, кто будет править страной, зависело не только будущее, но и настоящее России как единого и неделимого государства.

Несколько десятилетий страну терзали войны и  голод, не было единения среди людей. Одни подбивали народ на бунт, другие не желали признавать власть избранных боярами царей, третьи верили, что царевич Дмитрий чудесным образом спасся и вскоре воцарится на российском престоле. Народ молил бога о законном царе, видя в этом спасение России.

В мае 1606 года в Москве зазвонили колокола. По столице шёл крестный ход. В Москву из Углича везли мощи святого царевича Дмитрия. Задолго до этого ходили слухи, что у гроба царевича, погибшего 15 лет назад в Угличе, сами собой возгорались свечи и исцелялись люди. Царь Василий Шуйский послал с проверкой в Углич бояр и высших церковных иерархов. Теперь святой царевич с почётом возвращался в Москву.

Царевич Дмитрий был самым младшим представителям царской династии. В 1591 году ему было всего 8 лет. Он родился от седьмого брака Ивана Грозного с Марией Нагой. В мае 1584 года уже после кончины Ивана Грозного, царь Димитрий вместе с матерью Марией Нагой, со своими родственниками, под охраной четырёх приказов стрельцов, прибыл в Углич. Считать, что он был отправлен сюда в ссылку — это не совсем правильно. Но если даже это была ссылка, то почетная ссылка, потому что всегда Углич передавался младшим сыновьям великого князя. А спустя семь лет произошло то, что произошло…

Многие историки считают, что царевич Дмитрий не был убит, его мученическая смерть — трагическая случайность. После смерти Бориса Годунова в Москве появился Лжедмитрий I, и народ предпочёл признать в нём законного наследника. Через год веры самозванцу не осталось, его свергли, а царём был избран Василий Иванович Шуйский. И первым делом новый царь посылает в Углич к гробу Дмитрия светскую и церковную знать. Первая задача Шуйского была в том, чтобы закрыть любую дорогу для новых самозванцев.

Посланники Шуйского вскрыли гробницу царевича и обнаружили, что мощи царственного младенца целы и не порушены. Мать царевича, в то время инокиня Марфа, под присягой признала, что в гробу действительно лежит её сын. Все чудеса исцеления, прежде случавшиеся у гроба, были подробно записаны, а свидетели опрошены. Малолетний невинно убиенный царевич был назван святым. По указу царя гробницу Дмитрия должны были перевезти в Москву. Делали это торжественно. Трижды по пути крестный ход останавливался, чтобы народ российский мог поклониться новому святому.

Первая остановка была сделана в Угличе. Позже на этом месте поставили церковь «Дмитрия на поле». Вторая остановка — в Троице-Сергиевой Лавре. Третья остановка была в Москве на Лобном месте перед Кремлём. Здесь гроб стоял несколько дней и за эти дни святой Димитрий углицкий по преданиям не раз явил миру чудо, исцеляя больных.

Василий Шуйский понимал, что Россия в смятении, что власть не прочна. Только что свергнут один Лжедмитрий и уже появились слухи о втором. Хотя род Шуйских происходил от одного корня с Иваном Грозным и избрание Василия Ивановича на трон произошло абсолютно законно, московская чернь всегда была готова поверить в ожившего прямого потомка царя Ивана Грозного.

Василий Шуйский

Но самое важное деяние царя Василия Шуйского было еще впереди. Царевич Дмитрий был похоронен в своем уделе, в Угличе, тогда как всех его царственных сродников уже триста лет погребали в родовой усыпальнице в Архангельском соборе в Москве и задачей нового царя было вернуть святого младенца в княжеский некрополь

И вот весной 1606 года мощи святого царевича были внесены в Архангельский собор Кремля. У людей появилась надежда, что беды отступят и Россия вновь обретет спокойствие.

Архангельский собор в XVI веке и до наших дней

Для строительства нового величественного собора на месте старой Архангельской церкви в 1505 году был приглашен известный итальянский зодчий Алевиз Новый. Этот архитектор вошел в историю не только строительством Архангельского собора кремля, но и другими своими работами, которые имеют огромное историческое значение. Например, именно он строил дворец и храмы в Александровской Слободе. Надо сказать, что в то время на работах в Кремле трудилось сразу два Алевиза, один из которых строил великокняжеский дворец, он известен под именем Алевиз Фрязин, ну а второй занялся новым храмом-усыпальницей.

Архангельская церковь

Новый собор в честь святого Архистратига Михаила был закончен и освящен митрополитом Симоном в 1508 году. В тот же год в храм-усыпальницу были перенесены останки русских князей. В 1564-1565 году царь Иван Грозный приказал расписать храм фресками, но до наших дней эти росписи не сохранились, так как спустя сто лет, во времена царствования Алексея Михайловича, собор был расписан повторно. Работы велись артелью русских мастеров под руководством Симона Ушакова

Росписи являются настоящим произведением искусства, и если вы пришли в храм с экскурсоводом, то ваше внимание обязательно обратят на условные портреты русских князей, похороненных в Архангельском соборе. Ничего подобного больше нигде нет

Росписи Архангельского собора Кремля

Внутри Архангельского собора

Сейчас сложно представить, но в XVIII веке все храмы Соборной площади кремля находились в запустении, и причиной тому, конечно же, стал перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Архангельский собор не был заброшен, но средства на его содержание выделялись довольно скромные. В 1737 году в праздник Святой Троицы произошел серьезный пожар, который нанес большой ущерб собору, восстанавливали его более двух лет. Только при Екатерине II к храму вернулось былое величие, в его стенах даже возобновили иконописное дело.


Вход в Архангельский собор Московского кремля

Следующим серьезным испытанием для Архангельского собора стала Отечественная война 1812 года. Солдаты Наполеона устроили в храме кухню, в которой не только готовили еду, но и хранили бочки с вином. Во время отступления бочки были разбиты, вино из них вытекло и затопило почти весь пол церкви. Ну и, конечно же, наполеоновцы не могли уйти из Москвы без сувениров.

Магнитики на холодильник в то время не продавались, поэтому они прихватили с собой оклады с икон и другие ценные вещи. Архангельский собор кремля стал первым храмом Москвы, который привели в порядок после нашествия французов: уже 1 февраля 1813 года церковь была восстановлена и вновь освящена.

Внутри Архангельского собора

К 300-летию дома Романовых в 1913 году Архангельский собор обновили, отреставрировали иконостас, отмыли росписи и провели другие работы по благоустройству. Но уже спустя 5 лет храм был закрыт, а службы в нем прекратились. К счастью, здесь не сделали ни бильярдный зал, ни правительственный гараж, а объявили здание памятником культуры и стали готовить к открытию музей. Процесс этот затянулся надолго: работы начались в начале 1920-х годов и продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Для свободного посещения кремль открыли только 1955 году, и он сразу же стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы. Вплоть до 1991 года в Архангельском соборе кремля располагался музей, но, как и большинство других храмов, с развалом СССР он был возвращен РПЦ и в нем возобновились службы.

Архангельский собор в Кремле

Настоятели собора

  • Иоанн (упом. в 1439),
  • Иоанн (упом. в 1454-1463),
  • Михаил (упом. в 1507),
  • Иуда (упом. в 1518-1519),
  • Симеон (упом. в 1542-1550),
  • Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
  • Евстафий (упом. в 1564-1565),
  • Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
  • Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
  • Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
  • Димитрий (упом. в 1599-1608),
  • Иоанн (упом. в 1613-1630),
  • Григорий (упом. в 1634-1643),
  • Никифор Матвеев (упом. 1645 — ок. 1657),
  • Кодрат (упом. в 1658-1672),
  • Феодор (упом. в 1675-1691),
  • Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
  • Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
  • Иоанн Семенов (ок. 1738 — 1741) ,
  • Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
  • Иоанн Комаровский (упом. в 1749 — 1771),
  • Петр Алексеев (1771-1801),
  • Алексий Шумилин (1811-1813),
  • Валентин Амфитеатров (1892-1901),

Что принес собору XX век?

Большой объем работ по благоустройству и реставрации собора провели в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие Царствующего Дома Романовых. К торжествам, организованным по случаю столь знаменательной даты, была сооружена мраморная сень над гробницей основателя династии – царя Михаила Федоровича. Ее выполнили по эскизам, сделанным собственноручно великим князем Петром Николаевичем – внуком императора Николая I.

Очередной раз значительные повреждения были нанесены собору в 1917 году, когда после октябрьского вооруженного переворота он оказался под огнем артиллерии, обстреливавшей Кремль. Вскоре после этого богослужения в нем прекратились, и длительное время двери храма оставались запертыми. Лишь в 1929 году их отворили, чтобы внести в подклеть (нижний этаж) гробницы с останками женщин, принадлежавших к династиям Рюриковичей и Романовых. Как уже говорилось выше, это случилось после того, как была взорвана церковь Вознесения Богородицы, где они до той поры находились.

Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода богослужения контакты как добраться расположение на карте

Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода богослужения:

  • Богослужения в соборе Архангела Михаила совершаются ежедневно в 8:00
  • Накануне воскресных и праздничных дней служится всенощное бдение
  • В воскресенье начало литургии — в 9:00

Как добраться самостоятельно к нижегородскому Архангельскому собору:

Добраться до Нижнего Новгорода, а в Нижнем Новгороде — до кремля не сложно.

Рекомендации «по городу» для автомобилистов все равно не помогут, придется разбираться на месте, с картами и навигаторами. Уж очень непросто передвигаться в холмисто-овражистом городе.

Если Вы приехали на поезде и высадились на Московском вокзале, то предстоит выйти на большую шумную площадь и найти нужный номер автобуса (61,38,19) или маршрутного такси (34, 54, 81,134, 172). Номеров, на самом деле, гораздо больше, поэтому вам нужно брать то средство передвижения, в маршрутной карте которого указана площадь Минина и Пожарского. Если все будет благополучно, через четверть часа вы окажетесь напротив Дмитриевской башни кремля.

Стеновая роспись

Ещё при Иване Васильевиче в XVI веке храм расписали фресками. Сейчас их уцелевшая часть картинок находится в восточной части храма, у алтаря. Особую ценность представляет стенопись. Храмовую роспись выполнили художники кремлёвской Оружейной палаты в XVII веке. Главный смысл этой живописи — общность церкви и страны. По аналогии с другими храмами роспись здесь находится на стенах ярусами, а также внутри купола и в апсиде. Так, стенопись с западной стороны и на сводах храма посвящена основам христианского православного учения.

Западная и южная стена покрыты изображениями, которые кратко рассказывают о деяниях Архистратига Михаила, святого защитника храма. Интересная особенность стенописи — на столпах, в нижней части стен изображены великие русские князья. В храме можно увидеть портреты более шестидесяти правителей России. Они изображены в полный рост, повёрнутыми к алтарю. Рядом с ними представлены их святые покровители. Образы князей отображают то, к чему они стремились всю свою жизнь — объединение русских земель вокруг Москвы.

Великокняжеский некрополь

Через семь лет после основания Архангельского храма Иван Калита скончался, его похоронили под сводами храма.

Позже там стали хоронить и всех его потомков по мужской линии. В результате в Архангельской церкви, а позже и в новом соборе сформировался уникальный некрополь. Там похоронены все российские князья и цари от Ивана Калиты до царя Ивана V. Последним был похоронен император Пётр II, внук Петра Великого. Всего 46 представителей верховной власти России.

Архангельский собор — это всё-таки не мир мертвых, это прежде всего собор, куда человек приходит со своими отчаяниями, своими просьбами, своими молитвами. И конечно, поскольку собор является местом захоронения русских царей и русских великих князей, то прежде всего это поклонение предкам. И отношение к Архангельскому собору было очень высоким и очень почитали это место. Об этом говорит то, что рядом с Архангельским собором нельзя было находиться всадникам. Они должны были спешиться и дальше уже по соборной площади идти пешком.

Возникновение в Архангельском соборе исключительно мужской княжеской усыпальницы изменило древнюю русскую традицию. Прежде князей на Руси хоронили в семейных некрополях вместе с жёнами и детьми. Однако время шло, Москва стала претендовать на исключительное место среди остальных княжеств. Каждое новое захоронение в Архангельском соборе должно было подчеркивать преемственность и непрерывность власти. Со временем Архангельский собор должен был стать символом незыблемости династии Калитичей и прочности власти Москвы.

[Summary]

The wall paintings of the Archangel Michael Cathedral in the Moscow Kremlin and more specifically the gallery of sixty odd portraits of princes added in the second half of the 16th century (in their present state they are as restored a century later) occupy a special place in the transition from stylized iconographic personification to secular portraiture proper as we would understand it today. This portraiture is largely memorial in character; interred in this cathedral are the remains of the Grand Dukes of Muscovy and other princes. However, this is more than a necropolis; incorporated are numerous personages from ancient Kiev and North-East Russia, who were ancestors of the Moscow princes. The whole concept originated in the reign of Ivan the Terrible, the purpose being to assert through a gallery of historical personages reaching back to the beginnings of the Russian state, the traditional authority of Muscovy. The representation of the Moscow Grand Dukes fringe the perimeter, covering the lower part of the southern, western and northern walls, while the ancestral «portraits» cover the central pillars in several tiers. This pyramidal arrangement was thus meant to denote the Russian state.

The extant wall paintings were executed between 1652 and 1666 by a large team of master-painters from both Moscow and elsewhere under the general supervision of Stepan Rezanetz and Simon Ushakov. Since this was period of change in Russian art revealing an awakened interest in the secular portrait, the wall paintings, though basically in keeping with the venerated traditions, disclose novel features. Each personage is individualized, displaying either nobility or commonness, profundity or shallowness composure or impetuosity.

Храм в XIX—XX вв

Во время Отечественной войны 1812 года собор разорили французы. Но после изгнания армии Наполеона его восстановили. Повторное освящение провёл архиепископ Августин в 1813 году. У стены с южной стороны собора в 1826 году на месте одноэтажной сделали двухэтажную пристройку-палату для служителей церкви. Основной купол покрыли медными листами и позолотой в 1837 году. Угловые же выкрасили белой жестью, кресты на них обтянули латунью и позолотили.

В 1853 году провели реконструкцию, очистку икон и стеновой росписи храма. Руководил работами . Н. Подключников в 1870-х также реставрировал образа. В 1895 г. собор был передан дворцовой конторе Москвы. По прошествии двух лет иконостас восстанавливал Я. Е. Епанечников со своей мастерской. Работы контролировались археологическим обществом Москвы. Святейший Синод полностью передал Михаило-архангельский собор в Придворное ведомство в 1895.


К 300-летию царского дома Романовых в Архангельском Кремле обновили Царские врата, иконостас, настенную роспись, отреставрировали усыпальницу. Также сделали покров с двумя лампадами над захоронением Михаила Фёдоровича — первого царя из династии Романовых. Эскиз навеса выполнил князь Пётр Николаевич. 24 мая 1913 года лампады зажёг император Николай II.

Во время Революции 1917 года в стену с южной стороны храма попал снаряд, проделав, по сообщению свидетелей того времени, выбоину в кирпичной кладке. Собор закрыли вместе с другими кремлёвскими церквями. Но приступили к восстановительным работам. Сотрудниками реставрационного центра были усилены каркасы местных и основных больших икон, образа покрыли олифой.

В 1960-м музей Кремля отнесли к Министерству культуры. С 1962 по 1965-й в Архангельском храме велись археолого-зодческие работы. Антрополог-археолог М. Герасимов восстановил по найденным мощам портреты Ивана IV Грозного и Фёдора I Ивановича в скульптуре. В 1969-м проведено восстановление росписи в верхней части храма. Инициатором выступил В. И. Фёдоров — главный кремлёвский архитектор. Фрески отреставрировали в 1970-х, тогда же очистили иконы, усилили иконостас. Богослужения в соборе совершаются с 1991 года.

Архангельский собор в Кремле. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247—1248 годах.

В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью.

Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.

Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.

Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.

С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей.

С 1743 года по 1883 год был кафедральным храмом Московской епархии.

С 1771 по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев, крупный лексикограф, автор «Церковного словаря».

Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами, 1882 год.

Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом от 23 февраля 1895 года за № 809 передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом.

К торжествам по случаю 300-летия дома Романовых (1913), в соборе были проделаны большие работы по реставрации и благоустройству, в частности, по рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Федоровича с 2-я массивными лампадами.

Император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая 1913 года, прошёл в Архангельский собор и возжёг лампады.

Описание

Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем.

В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы). Первоначально главы храма были крыты чернолощёной черепицей, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым.

В интерьере — росписи 1652—66 (Фёдор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953—55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в.

В соборе находятся фрески XV—XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII—XIX веков.

Стенопись XVI века была сбита и написана вновь в 1652—1666 по старым прорисям иконописцами Оружейной палаты (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров).


Фрески с изображением московских князей над их гробами в Архангельском соборе (по византийской традиции все князья изображены с нимбами.

Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского, 46 белокаменных орнаментированных надгробий 1636—37, бронзовые остеклённые футляры (1903).

В 1928 г. в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом соборе Вознесенского монастыря).

Архитектура

Внешний вид

Центральный портал западного фасада, 2014 год

Патиапсидный собор высотой 21 метр построен из белого камня. Пять куполов сдвинуты к востоку. Центральная глава возведена над амвоном, с которого священник произносит проповеди, над алтарной частью установлены купола малых размеров. Фасад разделён пилястрами и украшен двумя карнизами, визуально разделяющими здание на два этажа. Нижний ярус более высокий и мощный, с декоративными арками в простенках, верхняя часть строения имеет меньший размер. Закомары декорированы белокаменными раковинами и акротериями в виде высоких сосудов. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения: ордерные пилястры с растительными капителями, многопрофильные карнизы, сочетание малых и больших круглых окон, встречающееся в архитектуре Венеции, в частности в храме Санта-Мария-деи-Мираколи. Первоначально главы храма покрывала чернолощёная черепица, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым. В западной части собора находится отделённое стеной помещение, на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи.

Выполненные из белого камня порталы увенчаны резными акротериями и декорированы растительным орнаментом. Главный вход собора находится в широком углублении. На западном фасаде расположены ещё две боковые двери, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Через них можно было попасть в соборную ризницу, которая размещалась в подвалах, и во внутренние придельные храмы. С восточной стороны к зданию примыкают приделы святого Уара и Иоанна Предтечи, построенные во второй половине XVI века. Своды закреплены на шести столпах, четыре из них устроены в центральной части храма, два — в алтаре. Стены собора разбиты на прясла.

Росписи

Стенопись, 2003 год

Изображение Михаила Палеолога XVII века, 2015 год

Более шестидесяти портретов русских князей расположены на столпах и в первом ярусе росписи стен. Среди них Иван Калита, Василий III, Дмитрий Донской и другие. В куполах представлены лики пророков, праотцов, на сводах — сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане изображены фигуры Адама и Евы. В западных куполах помещены образы архангелов Михаила и Гавриила, ниже — апостолов, святых угодников, воинов-мучеников и сцены чудес архангела Михаила. Над алтарём находятся композиции Богородичного цикла, в том числе «Успение Богоматери». На южной стене в третьем ярусе помещена композиция «Крушение стен Иерихона». Пять композиций во втором ярусе повествуют об отроке Василии, нашедшем золото. В западной части собора располагается цикл композиций на тему «Символы веры».

Иконостас

В соборе установлен иконостас рамной конструкции высотой 13 метров с полихромным резным декором, изготовленный во главе с И. Недумовым на Потешном дворе в 1680 году. Он разделён четырьмя горизонтальными поясами-карнизами и по вертикали делится на три части — центральную и боковые. В начале XIX века он был дополнен резьбой. Иконостас состоит из четырёх ярусов: пророческого, деисусного, праздничного и местного. Большая часть икон написана в 1681 году художниками Дорофеем Золотаревым, Фёдором Зубовым, Михаилом Милютиным, остальные образы относятся к XIV—XVI векам.

В пророческом чине изображены ветхозаветные пророки. Они держат развёрнутые свитки в руках, на которых написаны тексты из их предсказаний о Боговоплощении. В центре ряда представлена Богоматерь на троне с отроком Христом на коленях. Над ними помещено распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Оно вырезано из дерева и расписано Фёдором Зубовым и Михаилом Милютиным. Центр деисусного ряда занимает композиция «Спас в силах», справа — Богоматерь и архангел Михаил, слева — Иоанн Предтеча и архангел Гавриил. В праздничном чине представлены события Нового Завета, которые отмечаются церковью. В местном ряду находятся патрональные святые великих князей и царей. Самая древняя икона — «Архангела Михаила с деяниями» — была написана в конце XIV — начале XV века по заказу вдовы Дмитрия Донского в память о муже.

При средних столбах собора в двух и трёхпоясных иконостасах находятся образы, именуемые царскими. Лики в нижних поясах называются тезоименными, они изображают патрональных святых погребённым царям; во втором ярусе — родимыми, так как были написаны при рождении царевичей; в третьем — гробовыми.

Иконостас, 2015 год  
Икона «Иоанн Белогородский и царевич Иван Михайлович» XVII века, 2011 год  
Царские врата иконостаса, 2016 год  

Михайло-Архангельский собор — памятник окончания Смутного времени на Руси

В 1628—1631 годах собор Михаила Архангела восстановили (по сути, выстроили заново) на казенные средства — в память о том, что именно в Нижнем Новгороде и по инициативе нижегородских граждан собралось Второе ополчение, положившее конец иноземному засилию и окончанию Смутного времени на Руси. Храм получил шатровое завершение. И это подчеркивало его статус храма-памятника.

Имена строителей нового Михайло-Архангельского собора: каменных дел подмастерье Лаврентий Возоулин и его пасынок Антипа.

Серьезно страдал собор от пожаров 1704 и 1711 годов. Но самое разрушительное воздействие имел на него пожар 1715 года, когда храм «извне и внутри» весь обгорел и семнадцать лет стоял без богослужения, только в 1732 году собор был восстановлен. Тогда же, видимо, шатер собора получил черепитчатое покрытие, впоследствии замененное железной кровлей. Помимо того, именно в этот период пол в соборе застелили чугунными плитами, вызолотили иконостас и устроили хоры в виде балкона, протянувшегося вдоль западной стены.

В советскую эпоху большинство «культовых» памятников Нижегородского кремля уничтожили. Единственным храмом, оставшимся здесь, был как раз Михайло-Архангельский собор. Но и в нем служба прекратилась в 1928 году. В его стенах устроили архив, и стены скрылись за стеллажами.

Только после передачи храма музею-заповеднику появилась возможность его полноценной реставрации. Именно в этот период состоялось «визуальное возвращение» собора к 1630-м годам. Позднейшие переделки и пристройки убрали.

Затем, уже в конце 1980-х годов, маковки храма и колокольни получили новое черепичное покрытие и новые кресты. А вскоре собор вернули епархии, и началась новая глава в его истории. Впрочем, реставраторам удалось вписать несколько веских слов и в эту главу.

Усыпальница Архангельского собора

Как и любой древний некрополь, усыпальница в Архангельском соборе хранит немало тайн. Погребения в храме делали ещё тогда, когда он был деревянным. Но кого именно хоронили в первой церкви, неизвестно. Сегодня в соборе насчитывается 56 погребений.

Первым в каменном соборе похоронили его основателя — князя Московского Иоанна Калиту. В 1505 году, когда старый собор разобрали, старые склепы вынесли и поместили в храм Иоанна Лествичника. Саркофаги вернули обратно только осенью 1507 года, и с этого времени все погребения в соборе стали делать по строгим правилам.

Вдоль южных стен расположена царская усыпальница — надгробья, под которыми лежат великие князья и цари. У алтаря покоятся Василий II Тёмный, его сын — Иоанн III и внук — Василий III. Здесь же находятся погребения Иоанна IV Грозного, умершего в 1581 году царевича Иоанна Иоанновича, царя Фёдора Иоанновича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и место, на котором первоначально захоронили Бориса Годунова. Рядом стоит серебряная рака младшего сына Иоанна IV Грозного — царевича Дмитрия, погибшего в детском возрасте в Угличе.

С западной стороны собора можно увидеть захоронения близких родственников московских правителей — удельных князей. Усыпальница выполняла роль места, где «примирялись» враждующие кланы, поэтому вдоль северных стен хоронили опальных князей, с которыми враждовали московские князья. На северо-западе и юго-западе усыпальницы находятся саркофаги представителей татарской знати, принявших православную веру и служивших при царском дворе.

В центре алтаря, отдельно от других, стоит рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного Православной Церковью к лику святых. В 1246 году он отправился в Орду, чтобы получить разрешение на княжение. Князь отказался выполнить требования ордынцев и не стал кланяться идолам, поэтому ему отсекли голову. В 1570 году во время правления Иоанна IV Грозного мощи князя перевезли из Чернигова и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Представители рода Романовых лежат возле центрального столпа храма. Здесь находятся захоронения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и родных братьев Петра I — Фёдора и Иоанна. После Петра I всех представителей правящей династии стали погребать в новой российской столице — Санкт-Петербурге. Исключение было сделано лишь для Петра II, который заболел чёрной оспой и скончался в 1730 году.

В начале XX века Россия готовилась отпраздновать 300-летнюю годовщину династии Романовых. Старинный некрополь, как и весь собор, переделали и тщательно отреставрировали. Однако, при реконструкции было допущено несколько ошибок. В надписях над склепами некоторых удельных князей назвали великими, а на ряде надгробий надписали неверные даты смерти.

Традиционно женщин, принадлежавших династиям Рюриковичей и Романовых, хоронили в некрополе Вознесенской обители. Но при советской власти было принято решение уничтожить древний монастырь. В 1928 году, перед разрушением обители, останки великих княгинь и цариц перенесли в крипту южной пристройки собора.

Посещение собора

Храм стоит на Соборной площади. Попасть сюда можно по билетам, которые продают в кассах у выхода из станции метро «Александровский сад». Кассы открыты во все дни, кроме четверга: с октября по середину мая — с 9:30 до 16:30, и с середины мая по сентябрь — с 9:00 до 17:00.

«Единый билет на посещение ансамбля Соборной площади», кроме Архангельского собора, позволяет осмотреть Патриаршие палаты, храм Ризоположения, а также Успенский и Благовещенский соборы. Кроме того, в субботние дни по этому билету можно поприсутствовать на зрелищном разводе караулов Президентского полка. Билеты стоят 500 рублей для взрослых и 250 рублей для студентов и пенсионеров.


С этим читают