Ангкор ват

Примечания

  1. Краткая географическая энциклопедия / А. А. Григорьев. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т. 1. — С. 96.
  2. Советская историческая энциклопедия / Е. М. Жуков. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. VI. — С. 894.
  3. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: А. — М.: Азбука-классика, 2004. — Т. 1. — С. 262. — 574 с. — ISBN 5352011194.
  4. Л. А. Седов. Ангкорская империя: социально-экономический и государственный строй Камбоджи в IX-XIV вв. — М.: Наука, 1967. — С. 41, 223, 243. — 258 с. — 1700 экз.
  5. Чичагов В. П. Инженерная геоморфология древнего мегаполиса Ангкор-Ват и её экологические последствия // Инж. геогр.: Инж.-геоморфол. аспекты: Тез. докл. межгос. конф., Вологда, 13—17 сент., 1993. Ч. 2.. — Вологда, 1993. — С. 29—31.
  6. ↑ Ангкор-Ват // Большая российская энциклопедия. — 2005. — Т. 1. — С. 683. — ISBN 5-85270-329-X.
  7. Мьянма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Таиланд // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк. — М. : ПКО «Картография» : Оникс, 2010. — С. 132—133. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). — ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).
  8. Вьетнам, Лаос, Камбоджа // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 1999 г. ; отв. ред.: Т. Г. Новикова, Т. М. Воробьёва. — 3-е изд., стер., отпеч. в 2002 г. с диапоз. 1999 г. — М. : Роскартография, 2002. — С. 150—151. — ISBN 5-85120-055-3.
  9. Атлас мира. Азия (зарубежные страны). М., ГУГК, 1984
  10. Ангкор-Ват //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  11. Ангкор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. Ia.
  12. ↑ Миго, А. Кхмеры. М. «Наука», 1973.
  13. Charles Higham, The Civilization of Angkor, Phoenix, 2001. Page 2.
  14. Ожегов, С. С., Проскурякова, Т. С., Хоанг Дао Кинь. Архитектура Индокитая. М. «Стройиздат», 1988.
  15. Рыбакова, Н. И. Искусствоя Камбоджи, М., 1977.
  16. Берзин, Э. О. Первые тайские государства на территории Таиланда в книге Юго-Восточная Азия В XIII—XVI веках, М., «Наука», 1982
  17. Glaize, The Monuments of the Angkor Group стр. 59.
  18. Higham, The Civilization of Angkor стр. 1—2.
  19. ↑ Freeman, Michael and Jacques, Claude (1999). Ancient Angkor. River Books. ISBN 0-8348-0426-3. p. 49.
  20. Glaize, The Monuments of the Angkor Group, p. 61.
  21. ↑ Freeman, Michael and Jacques, Claude (1999). Ancient Angkor. River Books. ISBN 0-8348-0426-3. p. 50.
  22. Time Life Lost Civilizations series: Southeast Asia: A Past Regained (1995) p. 67-99, 116, 117, 132, 133
  23. «Lost Worlds of the Kama Sutra» // History Channel
  24. Scarre, Chris editor «The Seventy Wonders of the Ancient World», p. 81-85 (1999) Thames & Hudson, London

Расположение религиозного центра

Уникальное в своем роде строение, которое поражает гениальной архитектурой, размерами и богатым убранством, расположено всего в 5 км на севере от города Сием-Рип. Интересно то, что о таком строении несколько столетий подряд, начиная с 15 века, почти никто не вспоминал. Это и привело к тому, что храм пришел в некий упадок. Джунгли надежно скрыли грандиозное строение от посторонних глаз, а огромные корни тропических деревьев нанесли непоправимый вред религиозному комплексу, которые на протяжении многих лет успешно сочетал в себе центр двух религий – индуизма и буддизма.


Стоит отдать должное местным активистам и властям, которые вовремя спохватились и занялись облагораживанием территории величественного храма. И сегодня у всех нас есть уникальная возможность насладиться монументальным строением в полной мере, сделать редкие снимки и отметить красным карандашом еще одно место на карте, в котором стоит побывать еще не один раз.

Запущена программа масштабной реставрации громадного комплекса, поиском средств на которую занимается всемирная организация ЮНЕСКО. Масштабность храма и объем необходимых работ требуют серьезных инвестиций в восстановление храма. С 1992 года храмовый комплекс зачислен в список памятников культурного достояния и находится под защитой. Несмотря на это, годы наносят непоправимый ущерб строению, основой для которого выступал хрупкий песчаник. Поэтому, если хотите увидеть грандиозное строение 12 века своими глазами, не стоит откладывать вопрос с заказом путевки в долгий ящик. Поспешите собственными глазами увидеть храм и прикоснуться руками к древней истории!

Есть версия, что известного писателя Редьярда Киплинга посетила идея написания произведения «Книга джунглей» именно после посещения этого грандиозного комплекса сооружений. Кто знает, может и у вас посетит муза или озарение на создание какого-нибудь шедевра…

Советы путешественнику

Решившись на экскурсии по Ангкору, нужно обратить внимание на то, как расположен данный город Ангкор, карта которого поможет в этом. Большую часть времени года страна радует посетителей солнцем

Выбирая одежду, в которой вы будете во время экскурсии, отдавайте предпочтение продуваемой одежде, которая закрывает большую часть тела, ведь можно получить солнечный ожог, находясь целый день на солнце.

Прикрытые лицо и голова также сделают ваше путешествие более приятным. Слишком яркое солнце Ангкора может вызвать головную боль и боль в глазах, поэтому стоит надеть головной убор и, по возможности, солнцезащитные очки.

Если вы любите руины, то, для того, чтобы на них взобраться, лучше обуть хорошо шнуруемые кроссовки, ведь летние сланцы можно легко потерять. Можете не беспокоиться о том, что, посещая эскурсию, вы останетесь голодными. Возле храмов можно купить еду и напитки. Крепких напитков в продаже нет, есть только пиво. При желании, вы можете брать с собой что покрепче, но будьте осторожны, на жаре это может привести к непредсказуемым последствиям.

Та Прум – покоренный джунглями

Думаю, многие видели фотографии храма, где деревья растут сквозь стены. Так вот это здесь. К моменту когда удалось добраться до места, туристов было несметное полчище. Абсолютно не ощущалась атмосфера места, начала сказываться усталость от раннего подъема, поэтому просто сделал кадры и пошел обратно. Тем не менее, место определенно интересное и посетить его стоит.

И да, вам постоянно будут что-нибудь предлагать купить. Вокруг каждого храма немало девочек-девушек-женщин, которые предлагают вам холодную воду, брелки, музыкальные дудочки и даже картины. В конце уже дошло до того, что мне довольно настойчиво предлагали купить женские штаны. Говорили, что для меня, так уж и быть, скинут цену. Не знаю почему, отказался.

Заключение

Касательно всех тех людей, что предлагают вам что-нибудь купить. Камбоджа в этом плане очень положительное место. Здесь тебя не заставляют что-либо покупать, а именно предлагают. Спросят раз-другой, говоришь что не нужно и народ спокойно отходит.

Вот таким мне увиделся Ангкор. Приезжайте в Камбоджу, здесь есть на что посмотреть. Следующий рассказ будет из города с брутальным названием Кампот.

Так что, увидимся в Кампоте.

Достопримечательности Шанхая в путеводителе на 2018 год

Ангкор Том – младший брат Ангкор Вата

Ангкор Том мне понравился намного больше. Прежде всего, это связано с тем, что удалось побродить как по главному храму, так и по храмам расположенным по окрестностям практически без посторонних людей. Лишь в первом храме была группа российских туристов, поэтому тишину и аутентичность сего места лишь изредка разрезал русский протяжный вопль, вроде:

“Тамара, кочерыжку тебе в нос, ну встань ты возле той штуки! Все, фоткаю!”

А так, все было замечательно 

Продолжение фотографий Ангкор Ват

Поскольку изначально брал “длинный маршрут”, то у меня было еще впереди несколько небольших храмов, после чего мы должны были приехать в Та Прум — еще одно очень популярное туристическое место. В целом, рассказать что-нибудь действительно интересное о храмах поменьше у меня вряд ли получится, поскольку после увиденного уже все сложнее удивляться очередным развалинам. Наверное, прокатиться стоит, раз уж приехали, но ожидать чего то невероятного точно не нужно.

Рекомендации


Если вы отправляетесь с туристическим визитом в Камбоджу впервые, лучше воспользоваться услугами гида. Даже сегодня территория страны усеяна минами и другими опасными для жизни и здоровья напоминаниями о нашествии «красных кхмеров». Поэтому добраться безопасно до храма и получить те впечатления, за которыми вы сюда приехали, проще всего в составе туристической группы под предводительством опытного гида.

Но если вы уже бывали здесь ранее, от услуг гида можно отказаться. Это даст вам существенное преимущество перед другими туристами, которые рассеяно блуждают глазами по стенам строений, следуя по пятам за гидом, что идет по привычному центральному маршруту. Оценить все величие архитектуры и заглянуть в дальние уголки Ангок-Ват в таком случае не удастся.

А ведь самое интересное начинается только тогда, когда вы сворачиваете с центрального маршрута и прокладываете свой собственный посреди башен и храмов, статуй Будды и скульптур других богов. Подобная прогулка принесет немало удивительных открытий и памятных фотоснимков. Для получения истинного наслаждения не забудьте заранее продумать форму одежды и особенно тщательно выберите обувь для пешей прогулки.

Наиболее красив храмовый комплекс на рассвете и закате. Ранний утренний визит избавит вас от толп туристических групп, которых тут огромное количество. Храм любит тишину. И именно в эти утренние часы готов открыть свои тайны истинным ценителям и знатокам восточной религии. Желаем удачного путешествия к истокам индуизма и буддизма и ярких впечатлений!

Цена билета в Ангкор-Ват 2020

Для посещения храмового комплекса необходимо приобрести билет «Angkor Pass», который действителен для посещения всех храмов на территории комплекса Ангкор. Билеты продают в специальном туристическом центре, у главного входа на дорогу к Ангкор-Вату.

Посетители могут приобрести билет на 1 день (37 долларов), на 3 дня (62 доллара) и на неделю (72 доллара). В Камбодже можно расплачиваться долларами, поэтому нет необходимости менять местную валюту.

При покупке билета сотрудники фотографируют посетителей и выдают именной билет с фотографией. Этот билет нельзя никому передавать или терять, его нужно предъявлять при входе в каждый храм.

Контролеры, дежурящие на въезде в исторический комплекс, ежедневно компостируют билеты.

Билет в Ангкор-Ват, Лариса Киселева

Ангкор-Ват сегодня

Занимающий площадь в двести гектаров, комплекс сегодня по форме напоминает ровный прямоугольник, в центре которого расположен храм. Вокруг него находится внешний двор и замыкает композицию каменная ограда, за которой расположился ров заполненный водой. Ко входу в храм, расположенному с западной стороны, ведет дорога с парапетами, богато украшенными скульптурами змей.

Центральный элемент – собственно сам храм — выглядит как пирамида из трех уровней. Каждый из уровней, украшенный террасами и галереями, повышается по мере приближения к центру. Ключевое место в архитектурной композиции отведено башням, каждая из которых напоминает бутон лотоса. В самой высокой центральной скрыт лингам Шивы — символ неиссякаемой силы божества. Оставшиеся четыре башни ниже и схожи по своей архитектуре.

Такое решение древних мастеров символично. Пять башен комплекса – пять вершин Меру, горы — обители богов. Каждый из трех уровней символизирует части священной горы: верхний – мир богов; средний – мир людей и низший – мир демонов. И вокруг мировой океан (тот самый ров, который окружает храм).

Элементы храма – стены, колонны, крыша — украшены затейливой резьбой. Здесь тесно переплетены сцены битв, изображения богов и множества небесных созданий апсар — дев, которые, согласно мифам и преданиям, радовали попавших в рай. Несмотря на большое количество изображений, среди них нет повторений.

Внешняя ограда замыкает все пространство комплекса. Изначально в этом периметре располагались городские постройки, окружавшие храм. Однако до наших дней эти сооружения не сохранились и только местами можно рассмотреть контуры бывших улиц. Сегодня на месте построек выросли джунгли.


Посещение Ангкор-Ват:

  • Комплекс открыт с 5:00 до 18:00 каждый день.
  • Посетить его можно либо с экскурсией, либо самостоятельно. В многочисленных туристических агентствах и бюро есть предложения с комплексными и тематическими экскурсиями. Можно заранее забронировать любые интересующие туры.
  • Входные билеты можно приобрести непосредственно на месте. В Ангкор-Вате действует единый билет («Angkor pass»). В билет вносится информация о туристе и его фотография. Его нельзя передавать и терять.

Цена билетов:

  • 37.00 $ — один день;
  • 62.00 $ — три дня;
  • 72.00 $ — неделя.

Правила поведения на территории комплекса

Всем посетителям следует соблюдать определенные правила, в частности строго запрещено:

  • лазить по строениям и повреждать памятники;
  • распивать спиртные напитки и курить;
  • делать фотографии с монахами и на их фоне;
  • женщины обязаны как можно дальше держаться от монахов;
  • одежда не должна быть слишком открытой и узкой как у женщин, так и у мужчин. Обязательно должны быть прикрыты колени и плечи.
  • ни в коем случае нельзя подавать нищим милостыню.

Наказанием за нарушение правил может стать штраф, выдворение из храма, арест.

Город-храм с внешней стороны

Ангкор Ват находится в центре обширного комплекса, который состоит из двухсот других культовых сооружений. Внешняя его стена окружена рвом, который вода заполняла до краёв во время периода дождей. Ширина его составляла 190 м – такие размеры водоёма не случайны, поскольку он является символом мирового океана. На западе строители возвели каменную дамбу, сверху которой вымостили ведущую к храму дорогу – этот вход является центральным. Также попасть на территорию храма можно с восточной стороны по земляной насыпи.

Сразу за рвом начиналась внешняя стена, длина которой составляла 1024 м, ширина – 802 метра, а высота – около 4,5 м. Была она прямоугольной формы, каждая сторона которой была ориентирована на одну из сторон света и имела надвратную башню (горупу), через которую можно было попасть на территорию храмового комплекса.

Возле башни с южной стороны находилась статуя Вишну, а самая большая горупа была установлена с центрального входа, на западе, и состояла из трех башен. Все башни были соединены между собой узорчатыми стенами: на западе их украшают барельефы, на которых изображены танцующие фигуры, а с восточной – мужчины, которые танцуют на спинах прыгающих животных, а также существа с божественной природой, деваты.

Ангкор Ват: история

Более десяти столетий назад на территории Камбоджи, Вьетнама, Лаоса, Таиланда существовала Кхмерская империя (Камбуджадеша). Ее основателем был царь Джайяварман II (802-850 гг.), объединивший эти земли путем кровопролитных войн.

Своего расцвета империя достигает чуть позже, во времена правления Сурьявармана II (1113-1150 гг.). Царь поклонялся индуистскому богу Вишну, в честь и был воздвигнут Ангкор Ват. Строительство религиозного сооружения продолжалось более 30 лет. Над его созданием трудились не только местные умельцы. По приказу правителя мастеров искали по всей Азии. В качестве основного материала использовался песчаник, который привозили с карьера, расположенного в 40 км. от места строительства. Камни полировались и укладывались друг на друга. При укладке никакого раствора не применялось.

В те далекие времена правители считались посланниками богов. После смерти Сурьявармана II храм стал его усыпальницей. С тех пор история Ангкора и его главного религиозного памятника неразрывно связаны между собой.

Строительство храмового комплекса подорвало экономику страны. К тому же столица была перенаселена, на тот момент в ней проживало более 1 млн. человек. Воды катастрофически не хватало, а плодородные земли были истощены. Во времена правления Джаявармана VII (1181-1218 гг.) произошло несколько восстаний, в результате которых Ангкор был частично разрушен.

Позднее столица неоднократно подвергалась нашествию сиамских войск. После последнего вторжения в 1431 году, Ангкор окончательно пришел в упадок. Люди навсегда покинули город. В храмах остались жить лишь монахи. Столицу империи перенесли в Пномпень. Территорию Ангкора поглотили тропические леса, а сооружения стали домом для тысяч животных. Но город не исчез навсегда.

В начале XVII века португальские и испанские путешественники случайно наткнулись на таинственные каменные сооружения в джунглях. Но по каким-то причинам европейцы не придали значения необычной находке и об этом вскоре забыли. Своим вторым рождением (конец XIX века) древний Ангкор обязан французскому путешественнику Анри Муо. Он подробно и с восхищением описал в своих рукописях древний город. Толпы исследователей, ученых, историков, паломников и торговцев ринулись в Ангкор.

К сожалению, от былого великолепия столицы не осталось и следа. Песчаник, из которого были построены здания, с течением времени разрушился под воздействием ветра, солнца и воды. Большинство деревянных построек было сожжено вандалами в периоды военных действий. Сквозь стены зданий во многих местах проросли корни и ветки деревьев.

Благодаря стараниям тысяч людей, к середине XX века многие здания города, в том числе и Ангкор Ват, были восстановлены. После окончания гражданской войны, реставрацией храмового комплекса занимались, в основном, индийские специалисты. С 1992 года уникальное творение кхмерских мастеров находится под охраной ЮНЕСКО.

Чем уникален?


Как уже упоминалось ранее, храм имеет внушительные размеры и богатую архитектуру, даже отдельные элементы которой никак нельзя назвать излишеством. Кроме этого, уникальность строения обусловлена редким сочетанием сразу двух религий, что мирно уживались в стенах храма. Такого не встретишь нигде более.

Но есть и еще одна особенность. Несмотря на размеры и значение для Кхмерской империи, храм не являлся открытым для всех желающих. Попасть за его стены для совершения молебен могли лишь избранные – представители знати и короли. Здесь же находили последнее пристанище души умерших правителей, а их тела навсегда занимали отведенных места в усыпальнице. Это связано с одной особенностью здешней религии того времени. Кхмеры считали, что в храме живут боги, поэтому общаться с ними и видеть их могли исключительно избранные представители духовной и светской знати. Здесь каждая деталь имеет свое значение и играет определенную роль. Три огромные башни имеют форму бутонов лотоса, а их дизайн дополняют особые скульптуры и неповторимый барельеф.

Общая площадь храмового комплекса, который имеет форму прямоугольника, составляет без малого 200 га! А все без исключения строения возводились оригинальным способом – сверху вниз. Такой технологии археологи и ученые не встречали нигде на планете.

Считается, что внешний вид и структура комплекса в конечном итоге должны были соответствовать легендарной священной горе Мере. Строения словно повторяют все ее очертания: башни – ее пик, внешние стены – скалистые выступы, а ров у подножия – это океан, который окружает Вселенную.

Кхмеры не жалели ни сил, ни драгоценностей для создания уникального храмового комплекса. Изначально, Ангкор-Ват был самым впечатляющим по своему богатому наполнению религиозному центру кхмеров. Но в результате гражданской войны, нашествия атеистов, что больше известны как «красные кхмеры» и солдат Пола Пота в 1970-х годах, большинство украшений и артефактов было разграблено, а самому комплексу нанесен непоправимый ущерб. Защитить храм от нашествия вандалов удалось лишь в 1992 году, когда над ним был установлен контроль со стороны ЮНЕСКО.

Та Пром

Храм Та Пром (Та Прохм, Та Прум) – еще одно буддийское культовое сооружение, входящее в структуру города Ангкора. Этот храм-монастырь был построен в конце XII века в честь матери короля Джаявармана VII. Именно поэтому, считают ученые, в его оформлении в барельефах и скульптурах преобладают апсары – полубогини индуистской мифологии, духи воды и облаков.

Большую популярность Храм Та Пром в Камбодже приобрел в 2001 году после выхода на экраны фильма «Лара Крофт: расхитительница гробниц» – именно по этому заброшенному сооружению бродила голливудская актриса Анджелина Джоли.

В настоящее время комплекс представляет собой удивительное зрелище в лучших традициях сюрреализма – все сооружения от основания и до кровли опутаны причудливой густой растительностью. Здесь корни и стволы деревьев веками взбирались по стенам, обрамляли двери и окна, ломали каменные крыши, пробивая себе путь на свободу.

Создается впечатление, что на этой территории когда-то была беспощадная битва между богами и природой, и последняя победила, сделав уникальное сооружение частью земли. Теперь Та Пром и джунгли – неделимое целое.

Сакральная нумерология Ангкора — совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Схематичное изображение прецессии земной оси

Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет, так называемый Великий год (период в течение которого полюс небесного экватора описывает полный круг около полюса эклиптики). За это время земная ось проходит полный круг по Зодиаку. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла (25920:12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) — срок существования земной цивилизации. Поэтому период прецессии еще называется Великий Платонов год (Великий год Платона). Один день Великого года теоретически равен 72 нашим годам (25920:360=72 года — земная ось проходит 1 эклиптики).

Движение по звездной спирали времени — Все возвращается на круги своя…

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) — Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей — созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион — наивысшей. Профессор истории Массачусетского технологического университета Джорджо де Сантильяна со своей коллегой, доктором Гертой фон Дехехенд, на основе своих исследований, сделали вывод о том, что весь Ангкор — это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты:

  • На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;
  • По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры — 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;
  • Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц — (216:3=72), (216:2=108). 216 — в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 — это 216 разделенное на два;
  • Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);
  • Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;
  • Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину — 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;
  •  Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.
  • Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) — Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно — 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.

Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и… улыбаются)))


С этим читают