Абу-симбел. храм в египте, построенный рамзесом 2

Храм Победителя

Рамзес II воздвигнул в Абу-Симбеле храм в честь победы над хеттами. Эпизоды из военных успехов фараона украшают и фасад, и внутренние помещения святыни. Связанные азиатские и африканские пленники изображены на фундаменте. Все стены храмового зала расписаны сценами великих побед Рамзеса II: можно рассмотреть этапы знаменитой битвы при Кадеше, знаменовавшей окончательную победу над хеттами, посмотреть на иероглифы поэтического «Эпоса Пентаура» (он также высечен на стенах Карнакского и Луксорского храмов).


Храм украшен искусными рельефами

Интересно, что над созданием храма в Абу-Симбеле работали и пленные мастера. Как гласит надпись перед входом, под руководством старшего скульптора Пиайя здесь трудилось и «множество мастеров, пленников меча Рамзеса».

Все в этом храме стремится передать величие фараона-победителя. Четыре колонны фасада выполнены в виде гигантских сидящих статуй Рамзеса II. Лица этих монументальных скульптур точно отражают облик фараона.

По бокам и между ногами колосса находится множество маленьких фигурок: это изображения царской семьи. Можно узнать мать фараона Туйю, главную супругу Нефертари, а также нескольких его детей.

Рассматривая храм, вы наверняка увидите еще много интересного. Например, орнамент из 22 бабуинов над фасадом или изображения в нижней части фасада, повествующие о церемонии освящения храма. В центре, между колоссами Рамзеса II, вырублена ниша со статуей сокологолового бога Ра-Хорахти.

Внутри храма путешественники попадают сначала в пронаос, в котором находятся колонны в виде бога Осириса (лицо у него — Рамзеса II). Потолок зала украшен звездами, а в центре изображены священные грифы — птицы — покровительницы Верхнего Египта богини Нехбет.

Затем следует гипостильный зал с колоннами, на которых показано, как фараон встречается с различными богами Египта. На стенах воспроизведены ритуальные сцены со священной ладь ей. В боковых частях святыни находятся восемь комнат, хранивших дары нубийцев.

Внутри храма можно увидеть замечательные шедевры древнеегипетского искусства

А в самой глубине скалы расположено небольшое святилище, к которому ведет коридор длиной в 65 м. Здесь происходит удивительное природное явление, поражающее и современного человека.

Великий правитель

Рамзес II — один из величайших древнеегипетских фараонов. Ему обычно присваивался почетный титул А-нахту — «Победитель». Правил Рамзес II целых 67 лет, совершив за это время немало внушающих уважение деяний.

Связанные пленники Рамзеса II. Храмовый рельеф

Стоимость и впечатление от напитка

В 70-х годах прошлого века одна бутылка бальзама «Абу Симбел» стоила от 5 до 8 рублей в зависимости от тары, крепости, а также года выпуска на рынок. Сегодня же в рамках аукциона можно приобрести закупоренную бутылку 1976 года за полторы тысячи рублей. Сама тара продается за 300-400 рублей. Безусловно, в отличие от дорогих и статусных алкогольных напитков такой срок едва ли пошел на пользу «Бабе Симе», поэтому употреблять бальзам по прошествии такого временного периода все же не стоит. Что же до впечатлений, которые оставляет после себя бальзам, то налицо классическая попытка воспроизвести иностранную рецептуру на свой лад. Вполне возможно, в условиях дефицита, а также ограниченности выбора такой напиток создавал видимость обилия различных алкогольных марок, но не мог соревноваться по качеству с реальными аналогами.

Как попасть в Абу-Симбел

Это не так просто, как попасть в Луксор или посмотреть достопримечательности Каира. Абу-Симбел находится в 300 километрах от ближайшего крупного города Асуан. Обычно, туристические компании совмещают экскурсию в Асуан и Абу-Симбел. Даже из Асуана поездка сюда занимает почти весь день.

Эти 300 километров туристов везут в автобусах в составе организованного охраняемого конвоя. Египетские пустыни – места опасные, это только по время сафари бедуины мирные и развлекают туристов. Настоящие бедуины часто грабят проезжающие мимо машины и даже похищают людей. Не стоит надеяться попасть в Абу-Симбел на такси, придется покупать экскурсию, вопрос только – какая лучше?

Поездка из Хургады в Абу-Симбел занимает больше 10 часов, по этой причине однодневные экскурсии сюда не устраивают.

Из популярных курортов Египта на Красном море организовывают двухдневные туры по маршруту Луксор – Асуан — Абу-Симбел. Такие туры очень популярны, их можно купить в любом экскурсионном бюро или у отельного гида.

Еще один вид тура – на самолете местных авиалиний, такая поездка как раз умещается в один полный день. Время полета из Хургады в Асуан – 5 часов. Чисто теоретически, можно прилететь прямо в Абу-Симбел, ведь здесь есть собственный аэропорт. Но таких туров мы в продаже никогда не видели. Поищите, может быть повезет.

Лучший способ посмотреть Абу-Симбел – это круиз по Нилу, который начинается с осмотра пирамид в Гизе, Каирского музея, цитадели Каира и мечети Мухаммеда Али.


Далее туристы на круизном речном лайнере (на фото справа) приплывают в Луксор и смотрят Колоссы Мемнона, храм Хатшепсут, Долину Царей и гробницу Тутанхамона. На восточном берегу в Луксоре смотрят Карнакский и Луксорский храмы.

После плывут дальше вверх по Нилу до Эдфу, потом Ком-Омбо и заканчивается круиз экскурсией по Асуану и к хамам Абу-Симбел.

Такой круиз – это возможность посмотреть все значимые достопримечательности Египта за одну поездку. Из важнейших туристических мест в Египте вы пропустите только гору Моисея и монастырь Святой Катерины, так как они находятся далеко от Нила – на полуострове Синай.

Архитектура Абу-Симбел

Храм Абу-Симбел – жемчужина древнеегипетского зодчества. Он моложе Великих пирамид, но это нисколько не уменьшает его популярности у туристов, приезжающих в Египет. Этот ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма, посвященного самому Великому Рамзесу II и трем божествам – Амону, Ра и Птаху, и Малого храма, возведенного в честь богини Хатхор, образ которой олицетворяет супругу фараона Нефертари.

Сама идея храма Абу-Симбел – прославление и возвеличивание Рамзеса. Это особенно видно по лицевой части храма, вырезанной в скале в виде привычного пилона, только гигантских размеров. Вход в святилище Абу-Симбел охраняется четырьмя исполинскими фигурами фараона. Искусным мастерам удалось при всей их масштабности сохранить портретное сходство с правителем. Поразителен сам способ изготовления фигур подобных размеров – чтобы сотворить ее, нужно в совершенстве владеть системой пропорций человеческого тела.

Огромные фигуры были издали видны всем, кто плыл по Нилу. А когда в Египте на горизонте всходило солнце, они окрашивались в ярко-красный цвет, резко контрастируя с темным цветом теней, которые они отбрасывали.

Рамзес, очень переживая о собственном величии, приказал построить рядом со своим храмом строение гораздо более скромных размеров и посвятил его царице Нефертари. В Египте не было ни одной царской супруги, которую бы изобразили на фасаде религиозного строения, и только Нефертари повезло быть запечатленной в камне.

Малый храм находится в ста метрах от Большого, и построен он в честь богини неба Хатхор, которая всегда изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного скромнее и состоит из зала с колоннами и святилища. Лицевую часть Малого храма украшают шесть статуй – это сам Рамзес и его жена.  Эти статуи находятся в затененных нишах, и благодаря этому на них создается игра света и тени, которая усиливает эффект от созерцания этих величественных фигур.

Храмовый комплекс Абу-Симбел

В состав комплекса Абу-Симбел входят две постройки – Большой храм и Малый храм. Памятник на сегодня является чуть ли не одним из самых исследованных сооружений Древнего Египта. В 1950-х годах его местоположение попало под зону затопления в результате образования нового водохранилища. За спасение наследия взялась ЮНЕСКО. Трудом 50 стран Абу-Симбел был полностью разобран, и за четыре года перебрался на более высокое место. 

Макет-сравнение былого и текущего расположения храмового комплекса

При исследовании постройки ученые пришли к интересным заключениям. Так, например, было выяснено, что линии фасадов храмов были выстроены вдоль трещин в скальном грунте, а при укладке песчаника использовалась окись железа, что сделало его менее подверженным разрушению. 

Комплекс был возведен во второй половине Нового царства – примерно в 1260х годах до нашей эры. Чувствуется традиции оформления гробниц, но общая картина этой эпохи показывает об упадке искусства.

Большой храм

Большой храм Абу-Симбел посвящен Рамсесу II и богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Вход в храм направлен к востоку. Лучи восходящего солнца освещают первый зал со статуями фараона, второй зал и святилище. Ровно два раза в год лучи уходили в самую глубину храма, освещая там статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте. Владыке подземного мира Птаху было суждено всегда оставаться в темноте. 

Несмотря на то, что за храм с Рамсесом конкурировали целых три бога, здесь все было сооружено на возвеличивание фараона. Чего только стоит огромный фасад-пилон с четырьмя 20-метровыми портретными статуями Рамсеса II. Эти колоссы были видны проплывающим по Нилу кораблям, а лучи солнца делали их темно-красными, выделяя на фоне теней. 


Внутреннее убранство Большого храма также соответствует возвеличиванию фараона. Так в первом зале находятся восемь статуй фараона в образе бога Осириса. Везде находятся росписи и рельефы, повествующие о жизни Рамсеса II. Здесь есть и войны с ливийцами, нубийцами и хетхами, также присутствует религиозная тематика на рельефе «Фараон Рамсес предстоит перед богами».

Малый храм

Малый храм посвящен богине Хатор. Здесь все намного проще, а весь храм состоит из колонного зала и святилища. В святилище находятся три ниши, в центральной из которых находилась статуя коровы, соответствующей образу богини Хатор. На фасаде находятся шесть ростовых статуй фараона, между которыми установлены статуи его жены Нефертари-Меренмут. 

Спасенный храм Абу-Симбел на сегодняшний день является очень популярным местом среди туристов. Это своеобразный памятник труда – труда строителей Древнего Египта и труда спасителей из нашего времени. 

Фото и описание

Храмы Абу-Симбел — два массивных скальных святилища в Нубии, на юге Египта, недалеко от границы с Суданом. Они расположены на берегу озера Насер, приблизительно в 300 км по дороге на юго-запад от Асуана.

Сдвоенные храмы были первоначально вырезаны в горной породе во время правления фараона Рамсеса II в 13 веке до нашей эры как памятник правителю и его жене Нефертари в честь победы в битве при Кадеш. Их огромные рельефные фигуры на внешней стороне получили мировую известность.

Строительство храмового комплекса началось примерно в 1264 г. до н.э. и продолжалось около 20 лет. Известный, как «Храм Рамсеса, любимца Амона», он был одним из шести подобных каменных сооружений, возведенных в Нубии во время долгого правления этого фараона. С течением времени сооружения пришли в упадок и покрылись песком. Уже в 6-м веке до нашей эры песок засыпал статуи главного храма до колен.

Повторное открытие памятников архитектуры состоялось в 1813 году, когда швейцарский востоковед Жан-Луи Буркхардт нашел верхний фриз главного храма, но не попал внутрь. В 1817 году Джованни Бельцони смог войти в комплекс, чуть позже было сделано первое детальное описание храмов и карандашные наброски.

Комплекс состоит из двух храмов. Более просторный посвящен Ра, Птаху и Амону — трем главным божествам Египта, его фасад украшают четыре большие (20 м) статуи Рамзеса. Помещение меньшего размера — храм богини Хатор, олицетворяющей Нефертари, наиболее любимую из многочисленных жен фараона. Колоссальные фигуры царя, сидящего на престоле в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта, были высечены прямо в скале. Верхнюю часть венчает фриз. Статуя слева от входа была повреждена в результате землетрясения, уцелела нижняя часть, а голову и туловище можно увидеть у ног памятника. Рядом расположены и другие статуи, они не выше колен фараона. Фигуры изображают Нефертари, королеву-мать Туй, его первых двух сыновей и первых шестерых дочерей.

Вход венчает барельеф, представляющий два изображения царя, склонившего голову перед скульптурой сокола Ра в большой нише. Отличительной особенностью фасада является стела, на которой запечатлен брак Рамсеса с дочерью царя Хаттусили III как подтверждение мира между Египтом и хеттами.

Внутренняя часть святилища — классической треугольной формы, характерной для самых древних египетских культовых построек, с многочисленными боковыми камерами. Гипостильный зал размером 18 на 16,7 метров поддерживается восемью огромными колоннами-статуями Осириса, бога подземного царства. Фигуры вдоль левой стены носят белую корону Верхнего Египта, статуи на противоположной стороне носят двойную корону Верхнего и Нижнего Египта. Барельефы на стенах зала изображают батальные сцены разных военных кампаний. Гипостильный зал переходит во второе помещение с колоннами, отделанными сценами подношения богам. Эта комната ведет к святилищу, в котором на черной стене вырезаны из камня четыре сидящие фигуры: Ра, обожествляемого Рамзеса, богов Амона Ра и Птаха.

Считается, что ось храма была расположена таким образом, чтобы 22 октября и 22 февраля лучи солнца проникали в святилище и освещали скульптуры на задней стенке, кроме Птаха, бога преисподней.

Святилище Хатор и Нефертари, или Малый храм, было построено на расстоянии около ста метров к северо-востоку от храма фараона Рамсеса. Это второй в истории древнего Египта храм, посвященный правительнице. Скальный фасад украшен двумя группами колоссов, которые отделены друг от друга большой аркой. Статуи, высотой чуть более десяти метров, изображают фараона и его жену. По обе стороны от портала находятся две скульптуры правителя в окружении богов Сета и Гора, небольших фигур принцев и принцесс. Интерьер Малого храма представляет собой упрощенную версию Великого храма. Барельефы на боковых стенах каменного святилища представляют сцены подношения различным богам от фараона или царицы.

Каждый храм обслуживал отдельный жрец, который представлял фараона в ежедневных религиозных церемониях.

Неизведанные храмы Египта

Абу-Симбел – это небольшая деревушка, что расположилась не далеко от границы с Суданом. Маленький населенный пункт, который приглашает тысячные потоки туристов для осмотра двух величественных храмов времен фараона Рамзеса II. Храмы считаются одними из главных достопримечательностей древнеегипетской культуры, что датируется 1244 годом до нашей эры.

Спустя тысячелетия после их постройки, ансамбль храмов был почти полностью засыпан песком пустыни Сахары и на протяжении многих веков они были укрыты его слоем. Лишь в 1813 году, благодаря археологическим раскопкам, величественные строения фараона Рамзеса II были обнаружены.

Дэвид Робертс — колоссы Абу-Симбела. 1838 год

Раскопки археологов

История нам рассказывает, что в 19 веке швейцарский ученый Буркхард начал внимательно изучать храмы богини любви, танцев и пиршеств – Хатор. Именно он обнаружил несколько голов, торчащих из-под песчаных завалов. Исследователь сообщил о своей находке и, к огромному недовольству египетских шейхов, около пяти экспедиций выдвинулись на раскопки статуй. Только через пару лет с момента находки им разрешено было начать раскопки и изучать найденную древность.

Заупокойный храм фараона Рамзеса II был усыпан песком

В миг, когда экспедиторы во главе с первооткрывателем Бельцони добрались-таки до главных ворот в храм, они прошли все расположенные там комнаты и простукали все ниши и простенки. Осмотр не дал никаких результатов, и они решили, что храм был опустошен еще задолго до их прихода.

Спустя три года к началу раскопок явились другие экспедиторы, они освободили от песка первую статую, где и обнаружили дату постройки храма Абу-Симбел. Затем по мере расчистки территории археологи обнаружили больше информации об архитектурном строении и его строителях. Также археологи точно подметили, что египтяне точно и грамотно подобрали место, где будет располагатся храм. Он был построен так, чтобы первый солнечный луч, в день рожденья Рамзеса и в день его коронации, освещал его корону.

Угроза затопления древних строений


Но в 60-х годах нашей эры комплекс храмов в Абу-Симбеле возрастом более 3000 лет был на гране уничтожения путем затопления. Им грозил риск полного исчезновения, появившийся в ходе строительства Асуанской плотины.

Фото Храмовый комплекс Абу-Симбела. Храм Рамсеса II (слева) и малый храм (справа)

ЮНЕСКО отнеслись к этому очень серьезно и приложили все усилия, чтобы сохранить культурное наследие египетского народа. При содействии еще пятидесяти стран ЮНЕСКО добились своего и буквально перенесли храмы на новое место.

Музей Архитектуры, Стамбул ( Museum of Architecture)

Во избежание затопления исторической постройки, её разобрали на блоки и перемещали на почти двести километров дальше от реки. Работники резали на кусочки храм и перевозили фрагменты, а затем как большой конструктор собирали его заново. Храм был распилен на 1036 блоков, весом от 5 до 20 тонн, все блоки пронумеровали и возвели на новом месте.

ЮНЕСКО спасли храм от затопления, перенеся храм и собрав его заново

Такая работа продолжалась на протяжении почти четырех лет. Все до самой мелкой песчаной детали часть за частью как мозаика было в точности перенесено в более безопасное место для храма, а рядом также был перенесен и установлен малый храм жены фараона Рамзеса. Данным образом, храм был спасен от затопления, а проделанная работа считается уникальной и одной из масштабнейших во всем мире.

Об отеле

Курортный отель Abu Simbel с видом на озеро Насер, находящийся рядом с Великим Храмом Рамзеса II, располагает ландшафтным бассейном, пышными садами и номерами, оформленными в нубийском стиле. Из всех номеров отеля Abu Simbel открывается вид на сад или озеро Насер. Каждый номер оснащен телевизором с плоским экраном, мини-баром и гардеробом. Люксы располагают гостиной с диваном. Собственная ванная комната оборудована душем и феном. К услугам гостей изысканные блюда главного ресторана отеля, специализирующегося на восточной и международной кухнях, ресторан Toshka с обслуживанием по меню, а также бар у бассейна с коктейлями и безалкогольными напитками. В отеле предусмотрены различные развлечения для гостей, в том числе настольный теннис и бильярд, которые предоставляются на дополнительную плату. Дети могут поплавать в детском бассейне, расположенном на верхних уровнях. Курортный отель Seti Abu Simbel Lake расположен в 500 метрах ходьбы от города, а до аэропорта Абу-Симбела — 3 километра. Гостям предоставляется бесплатный трансфер от/до аэропорта.

Услуги

Питание и напитки

  • Ресторан
  • Доставка еды и напитков в номер
  • Бар
  • Завтрак в номер
  • Барбекю $
  • Упакованные ланчи
  • Специальные диетические меню (по запросу)
  • Детское меню

Транспорт

  • Трансфер от/до аэропорта
  • Прокат автомобилей
  • Трансфер (за дополнительную плату)
  • Трансфер от/до аэропорта (платный)
  • Охраняемая парковка
  • Уличная парковка
  • Крытая парковка
  • Парковочные места для людей с ограниченными физическими возможностями

Стойка регистрации

  • Круглосуточная стойка регистрации
  • Сейф
  • Парковка автомобилей служащим гостиницы
  • Обмен валюты
  • Экскурсионное бюро
  • Камера хранения багажа
  • Банкомат на территории отеля
  • Услуги консьержа

Разное

  • Номера для некурящих
  • V.I.P. Услуги
  • Люкс для новобрачных
  • Звукоизолированные номера
  • Отопление
  • Кондиционер

Типы номеров

Кол-во человек2 Площадь номера36м2

Двухместный номер с 1 кроватью или 2 отдельными кроватями

Кол-во человек3 Площадь номера36м2

Трехместный номер

Кол-во человек2 Площадь номера90м2

Люкс

Храмы в Абу-Симбеле

Abu Simbel

•  •  •  •  •  

Абу-Симбел (250 км к югу от Асуана) широко известен комплексом из двух скальных храмов, возведенном в Нубии фараоном Рамсесом II. В 1960-х годах храмы оказались под угрозой затопления водами озера Насер, образовавшегося в результате строительства на Ниле Высотной Асуанской плотины. Силами международной коалиции, работавшей под эгидой ЮНЕСКО, храмы были распилены на блоки, перенесены на более высокое место, и укрыты бетонным куполом, замаскированным под скалу.

   

Туристы, прибывающие в основном в составе автоколонны из Асуана, сначала попадают к изнанке комплекса. Пространство возле билетной кассы радует неожиданным буйством растительности.

   

Затем посетители направляются к берегу озера Насер, огибая искусственные «скалы» перемещенного из затопленной зоны храмового комплекса. Разумеется, об аутентичной романтической атмосфере мечтать не приходится, все что находится за пределами фасадов и помещений храмов выглядит аккуратно, но довольно уныло.

   

Весь комплекс визуально рассчитан на прибытие к нему по реке. На рисунке Робертса (David Roberts, 1838), правда, раза в два преувеличена грандиозность сооружений: фигуры на фасаде Малого храма все-таки не в 10 раз выше человеческого роста.

        Планы и разрезы комплекса.

Фасад Большого храма

       

На фасаде храма выделяются четыре сидящих на троне колосса Рамсеса II, своей 20-метровой высотой превосходящие колоссы Мемнона в Фивах. Один из них лишился верхней половины в результате землетрясения 27 года до н.э.

        Картина Робертса запечатлела храм таким, каким его уже никто никогда не увидит. Остается лишь завидовать первопроходцам.
    Так, по мнению National Geographic, фасад храма был раскрашен в древности.
    В огромных фигурах особенно качественно исполнены головы.
       

Обзор подразумевался из позиции снизу-вверх. В начале XX века по еще не убранной песчаной насыпи можно было подняться на колени колоссу или просто взглянуть на на фигуры с более высокой точки – в таком ракурсе стройность нарушается, ладони выглядят грубо.

   

Между колоссами находятся изображения царской семьи, не превышающие колен Рамсеса. Налево от безголового колосса стоит мать фараона, Мут-Туйа. Царица Нефертари помещена с правой стороны от него. Принц Аменхерхепшеф – между ногами колосса.

       

На коленях того же колосса оставили свои автографы греческие, финикийские и карийские наемники Псамметиха II в 591 году до н.э. – это самые древние известные нам греческие надписи в Египте.

    Прорисовка греческих надписей, выполненная Лепсиусом (Lepsius, 1844): Диоген, Платон, Менелай, Птолемей, Тимострат, Плутарх, Ермолай и другие бравые бойцы.
   

На боковых сторонах каменных тронов, обрамляющих вход в храм, парные божества Нила сплетают геральдические папирус и лотос вокруг иероглифа со значением «объединять». Изображенные под ними вереницы пленников разделены между севером и югом. Азиаты изображены на северном троне (правом, если стоять лицом к храму – на фото), нубийцы – на его южном (левом) двойнике.

   

Над входом в храм в нише размещена фигура Ра-Хорахте с анхами в руках, левее внизу в той же нише – скипетр-иероглиф, читающийся как ус(е)р, правее – фигура Маат. Эта композиция представляет собой изобразительную передачу тронного имени Рамсеса – Усер-Маат-Ра (Могущественен правдой Ра).

   

Та же символика присутствует в расположенных по бокам рельефах с изображением Рамсеса, протягивающего к Ра-Хорахте фигурку Маат – на голове богини помимо пера солнечный диск, и, вопреки обыкновению, она держит не знак анх, а скипетр уср (сравните с изображением Маат внутри картуша).

   

Робертс, как мы видим, этого нюанса не заметил – на его рисунках Большого храма фигурки Маат в руках Рамсеса дополнены как раз знаком анх. Зато в его время (1838) фигура Маат у ног Ра-Хорахте была в лучшей сохранности.

    Венчает фасад высокий карниз, украшенный павианами, поклоняющимися восходящему солнцу.
    Одна из стел возле храма: Рамсес перед Амоном, Ра-Хорахте и Тотом.

С этим читают